Время новостей
     N°137, 29 июля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.07.2003
Еще один Не-букер
Литераторы обзавелись новой наградой
Яснополянский музей-заповедник и компания Samsung Electronics учредили новую литературную премию. Называться она будет «Ясная Поляна». Денежное содержание -- 20 тыс. долларов (номинация -- «За выдающиеся творческие достижения в области русской литературы») и 10 тыс. долларов (номинация -- «За лучший творческий дебют»). Появление новых наград приурочено к 175-летию Льва Толстого, вручат их в светлый день 9 сентября. Несколько раньше, 20 августа, станут известны номинанты, на выдвижение и «просев» которых отводится, как нетрудно заметить, меньше месяца. Что, признаться, несколько странно.

Особенно если учесть, что разосланный по СМИ пресс-релиз не сообщает, кому именно (писателям? критикам? творческим союзам? журналам? издательствам?) доверено представлять высокому жюри сочинения, в каковых наличествуют «неоспоримые художественные достоинства текста, общечеловеческие моральные ценности, гуманизм, культурная, религиозная и нравственная терпимость». Точно так же не ясны временные рамки -- говорится лишь, что на премию могут претендовать произведения, прежде не номинировавшиеся. То ли на «Ясную Поляну», то ли на какие-либо премии вообще. Не оговаривается и возможность посмертного награждения. А то бы как хорошо: 20 тыс. долларов -- Толстому (по совокупности заслуг). 10 тыс. -- ему же (за повесть «Детство», которая безусловно всем дебютам дебют). После чего можно о премии забыть до лета 2028 года, когда встанет вопрос о двухсотлетии автора «Войны и мира». Ибо о периодичности награждений (ежегодно? раз в два года? в десятилетие?) нам тоже ничего не сообщают.

Сама по себе расхлябанность пресс-релиза в общем-то извинительна (благое же дело замыслено), однако за сочетанием высокого пафоса и небрежения процедурой просвечивает вполне определенная тенденция. Крупных (и худо-бедно раскрученных, в той или иной мере общественно значимых) литературных премий в России не так уж мало (Государственная, Пушкинская, «Триумф», обычно выделяемый и писателю, «Букер -- Открытая Россия», Александра Солженицына, «Национальный бестселлер», имени Аполлона Григорьева, имени Белкина, имени Юрия Казакова и др.). Каждая из них строится по некоторым более или менее внятным принципам, каждая стремится к выявлению собственного лица, каждая постоянно и энергично возбраняется за «неправильные решения». В таком контексте появление «еще одной» награды -- это сильный жест, означающий: мы пришли и наведем наконец порядок. Беда в том, что «порядок» в данном случае полностью покрывается этим самым «мы». Кроме, извините уж, пустых слов о «художественных достоинствах» и «моральных ценностях» (много вы видали премий за «антихудожественность» и «злокозненность»?) из пресс-релиза можно узнать лишь о том, что награждаться будут «традиционные литературные формы» и что награждать будет жюри (вероятно, единое на все времена) под председательством прозаика Анатолия Кима, в состав которого входят критики Лев Аннинский, Павел Басинский и Игорь Золотусский и директор яснополянского музея Владимир Толстой. Если вынести за скобки сверхпластичного Аннинского, то мы видим весьма сплоченную и однонаправленную команду. Равнодушие учредителей к «формальностям», минимальные сроки и монолитность судейской коллегии подводят к мысли: вопрос о лауреатах вчерне решен. Как? -- не знаю. И, признаться, не очень хочу знать. В конце концов, хозяин -- барин! Пока этот девиз кажется мне куда более подходящим для новорожденной премии, чем избранный учредителями толстовский -- «Слово есть поступок...».

Впрочем, лучше дать премию любому достойному писателю (а не достойному вовсе это жюри не даст -- тут другие проблемы), чем оставить наградные деньги в самой лучшей корпорации (холдинге, компании, банке).

Андрей НЕМЗЕР