|
|
N°137, 29 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Разрушить визовую стену между Европой и россиянами
Сегодня в Москву с рабочим визитом прибывает Сильвио Берлускони, премьер Италии, которая во второй половине этого года председательствует в Евросоюзе. Москва пытается добиться от ЕС того, чтобы в ближайшем будущем российские граждане смогли выезжать в европейское сообщество без виз. Дальнейшие подвижки в этом Москва связывает и с председательством Италии, поскольку с этой страной у России складываются традиционно хорошие отношения.
Сейчас МИД России ведет работу по упрощению процедуры получения виз с перспективой выхода на безвизовый режим. Об этом спецкор газеты «Время новостей» Катерина ЛАБЕЦКАЯ беседует с заместителем министра иностранных дел России Сергеем РАЗОВЫМ. Разговор начался с вопроса, способствует ли действующая схема калининградского транзита, часто называемого экспертами пилотным проектом безвизового режима России с ЕС, поиску компромисса на шенгенском пространстве.
-- Мы нашли устроивший всех вариант транзита российских граждан из одной части Российской Федерации в другую через территорию государства -- будущего члена ЕС (Литвы. -- Ред.). Тем самым мы одновременно решили ряд других задач. Ратифицировано в обеих палатах Федерального Собрания и утверждено президентом соглашение с Литвой о реадмиссии (о возврате в Россию из-за рубежа нелегальных мигрантов. -- Ред.). С 20 августа оно вступит в силу. Это действительно пилотный проект, у нас ни с одним другим государством мира нет соглашения о реадмиссии.
Переговоры о реадмиссии начаты и с Евросоюзом, достигнуто понимание относительно содержательной стороны этого соглашения.
-- Подписание соглашения о реадмиссии с Литвой при отсутствии такового с другими странами не обременит нас чужими мигрантами?
-- По этому соглашению никто из Литвы в Россию автоматически возвращаться не будет. Разработан четкий механизм приема и передачи лиц органами внутренних дел. Должно быть документально доказано, что незаконный мигрант прибыл в Литву именно с российской территории. Возврату не подлежат граждане соседних с Литвой стран, даже если они прибыли из России. Исходим из того, что ежегодный возврат незаконных мигрантов в Россию из Литвы не превысит нескольких десятков человек.
Предстоит работа и на «миграционно опасных» для России направлениях. Например, наша граница с Казахстаном протяженностью более 7 тыс. км по существу неохраняемая, прозрачная. Надо совместно думать, как решать проблему.
-- Согласившись на калининградский транзит, ЕС модифицировал Шенгенские соглашения. Подобное политическое решение ожидается и по безвизовому режиму ЕС--Россия?
-- Прошлой осенью президент Путин предложил руководителям государств ЕС и председателю КЕС (Еврокомиссии. -- Ред.) Романо Проди подумать о перспективе перехода на безвизовой режим взаимных поездок граждан России и ЕС. Ведь если сообща строить единую, демократическую Европу без разделительных линий и искусственных барьеров, то прежде всего надо снимать барьеры в общении между людьми. Если Россия официально заявляет о своем европейском выборе и большинство государств Европы, ЕС как организация признают Россию неотъемлемой частью Европы, а последний саммит в Санкт-Петербурге еще раз наглядно это подтвердил, то надо думать, как снимать эти барьеры. У ЕС почти с 45 странами, в том числе с весьма отдаленными Панамой, Боливией, Гондурасом, Эквадором, есть соглашения о безвизовом режиме.
-- ЕС не наркотрафик страшит, а россиянин?
-- С этого аргумента, кстати, мы начинали переговоры по калининградскому транзиту.
В ответ на письмо президента Путина о введении безвизового режима никто не сказал «нет». Общее мнение: это очень сложная, долгосрочная задача. Мы прекрасно понимаем это и сами. Но, чтобы реализовать эту идею, нужна политическая воля и смелость. Важно, что в Санкт-Петербурге была четко обозначена цель перехода в перспективе к безвизовым поездкам граждан России и ЕС. Над этим мы и работаем.
-- Что Россия должна реально предпринять?
-- В краткосрочном плане -- внесение изменений либо поиск гибкостей в шенгенском и российском законодательствах, которые, пока не отменяя визы, значительно упростили бы их получение по процедуре, срокам, стоимости и категориям граждан, их получающих.
В долгосрочном плане -- обустроить свои границы, усовершенствовать миграционный и пограничный контроль, урегулировать вопросы реадмиссии. А это потребует немалых организационных, технических, финансовых затрат.
-- И все за наш счет?
-- В деталях разговор на эту тему еще не ведется. По калининградскому транзиту, например, на начальном этапе реализации новой схемы Брюссель предоставил Литве 12 млн евро. У ЕС для этого есть фонды. Но Литва в отличие от России будущий член Евросоюза.
-- У итальянцев в вопросе предоставления виз россиянам уже какие-то послабления есть?
-- С отдельными странами ЕС (сейчас их 15, будет 25) ситуацию можно варьировать. Например, в Литву по соглашению о взаимных поездках граждан жители Калининградской области могут ездить по многократным годовым бесплатным визам, без приглашения. Подобное соглашение прорабатывается и с Польшей. Идет разговор с Германией об упрощении на основе взаимности визовых процедур. Предложения на этот счет могут быть наработаны МИД и МВД уже к намеченному на осень очередному российско-германскому саммиту. Консультации о подписании соглашений о безвизовых поездках по дипломатическим и служебным паспортам идут с Италией и рядом других стран. ЕС многолик, с каждой отдельной страной даже в рамках единых шенгенских требований можно работать.
-- Глава Еврокомиссии Романо Проди еще в феврале обещал Владимиру Путину создать совместную рабочую группу по безвизовому режиму. Ее нет. Можно ли верить прогнозу Проди, что через пять лет безвизовый режим между Россией и ЕС будет введен?
-- Заявление председателя Комиссии ЕС мы, разумеется, поддерживаем, и его энтузиазм разделяем. И только приветствовали бы выход на такое совместное решение к 2007--2008 году.
Мы по-прежнему настаиваем, чтобы была создана и скорее заработала специальная совместная рабочая группа. К сожалению, при переходе с высокого политического уровня на бюрократический договоренности нередко «растворяются».
-- А скоро ли начнутся безвизовые поездки по синим служебным паспортам?
-- С литовцами с августа планируем начать переговоры по межправительственному соглашению о взаимных безвизовых поездках по дипломатическим и служебным паспортам. Эту же тему обсуждаем с поляками, итальянцами.
-- Советом сотрудничества Россия--ЕС договоренность по синим паспортам была достигнута еще в апреле в Люксембурге?
-- В Люксембурге в целом шла речь об упрощении режима взаимных поездок. Синие служебные паспорта -- только часть проблемы. Мы ставим ее гораздо шире. Предлагаем максимально упростить выдачу виз школьникам, студентам, представителям деловых кругов, деятелям науки и культуры, лицам, направляющимся на лечение. Речь идет о многих категориях граждан.
-- Что мешает созданию рабочей группы?
-- Формальные препоны: в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве Россия--ЕС упомянута подгруппа по вопросам юстиции и права. Брюссель предлагает разговаривать в ее рамках. Мы же считаем целесообразным создание специальной группы для решения в комплексе поставленной руководством задачи. Пока полного понимания на этот счет нет, но какой-то формат в ближайшие месяцы мы найдем.
-- Движение к безвизовому режиму тормозит именно отсутствие рабочей группы?
-- Отчасти. Разговор по Калининграду тоже начинался с разногласий по формату совместной работы. Начальная фаза переговоров развивалась в точном соответствии с законами евклидовой геометрии, когда параллельные плоскости -- позиции сторон -- не пересекаются. И только позже заработали правила геометрии Римана -- в конечном счете даже параллельные плоскости пересеклись, но для этого потребовалась политическая воля, желание договориться, адекватный учет взаимных озабоченностей. Оказалось, что можно и «священную корову» -- шенгенские соглашения -- модифицировать. Принципиально важно, что политическая задача относительно безвизового режима взаимных поездок граждан зафиксирована в решениях саммита Россия--ЕС.
Беседовала Катерина ЛАБЕЦКАЯ