|
|
N°46, 16 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Размежевались, чтобы объединяться
ГАЗ и ВАЗ создают отдельные холдинги
И глава группы «Сибирский алюминий» Олег Дерипаска, контролирующий ГАЗ, и председатель совета директоров АвтоВАЗа Владимир Каданников выдвигают идею консолидации отрасли. Однако общая «территория», видимо, не станет объединяющим фактором для АвтоВАЗа и ГАЗа. Первый намерен "дружить" с "Ижмашавто" и Таганрогским машзаводом, а второй -- с подконтрольными ему Павловским автобусным заводом, Арзамасским машиностроительным заводом, Заводом гусеничных тягачей (Арзамас), а также с автозаводами Минска, Ярославля и еще несколькими предприятиями.
Первоначально идею создания «газовского» холдинга воспринимали как своеобразную защиту от группы "Северсталь", которая заявила, что у нее есть свои интересы в Нижегородской области. Правда, теперь «Северсталь» и «Сибал» все чаще говорят о совместных проектах. Это связано прежде всего с тем, что уже перешедший под контроль "Северстали" Заволжский моторный завод является основным поставщиком (80%) двигателей на ГАЗ.
Кстати, сам ГАЗ имел некоторое количество акций ЗМЗ. Но в преддверии прихода новых акционеров президент ГАЗа Николай Пугин продал их директорату ЗМЗ. «У нас нет 10% Заволжского моторного завода», -- заявил вчера гендиректор ГАЗа Виктор Беляев.
Судя по всему, "Северсталь" прекрасно понимает, что сотрудничество с ГАЗом для нее очень выгодно. По словам заместителя гендиректора по закупкам Фаниса Хасанова, Череповецкий металлургический завод, контролируемый "Северсталью", создал для ГАЗа условия, которые АвтоВАЗу "и не снились". "Мы сами выбрали Череповецкий комбинат как партнера", -- подчеркнул Хасанов.
Как сообщило руководство ГАЗа, на предприятии создана рабочая группа по изучению совместного с австрийским концерном Steyr проекта по производству дизельных двигателей. Этот проект "Сибирский алюминий" получил в наследство с еще несколькими, и прежде всего с "НижегородМоторс". Оба проекта, несмотря на почтенный возраст (четыре-пять лет), находятся в самой начальной стадии разработки.
Всего же на ГАЗе работают четыре специально созданные группы. Кроме работы над проектами Steyr и "НижегородМоторс" идет работа над проектом "Волга" ГАЗ-3111 и проектом создания сборочных производств за рубежом. Первый из них -- в Иране -- начнет реализовываться в самое ближайшее время. Иранский автомобилестроительный концерн Iran Khodro Diesel и ГАЗ приняли решение о возобновлении работы над проектом по сборке автомобилей семейства "Газель" на заводе Khawar Industrial Group (завод находится в пригороде Тегерана и входит в состав Iran Khodro Diesel). Стороны рассматривают возможность выпуска на Khawar Industrial Group и микроавтобусов "Газель" ГАЗ-32213. Предполагается, что в течение первого года ГАЗ поставит на иранское предприятие 3 тыс. автосборочных комплектов. А через три года сборку автомобилей планируется увеличить до 10 тыс. в год.
Кроме того, получено разрешение комитета по санкциям при Совете Безопасности ООН на поставку "газовских" автомобилей в Ирак.
Наталья РЕЗОНТОВА, Нижний Новгород