|
|
N°137, 29 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Отложенная защита
Правительство готово повысить пошлины на новые иномарки, но не в ближайшие годы
Похоже, российские потенциальные покупатели новых иномарок пока могут спать спокойно. Вводить в скором времени запретительные пошлины на уровне 35% на этот вид продукции зарубежных производителей авто не предполагается. По крайней мере подобные заверения звучали вчера из правительственных структур. В частности, вице-премьер Борис Алешин заявил, что если такое решение и будет принято в качестве одной из мер привлечения в страну крупных иностранных автопроизводителей, то оно вступит в силу только через несколько лет, а в ближайшие два-три года пошлины должны взиматься по нынешней ставке -- 25%.
В аналогичном успокаивающем ключе высказываются и в Минэкономразвития. Как сообщил газете «Время новостей» источник в этом министерстве, предложения по повышению пошлин на новые иномарки не только не внесены МЭРТ в правительство, они вообще пока до конца не разработаны. По словам заместителя руководителя департамента инвестиционной политики Минэкономразвития Максима Быстрова, «в данный момент подобная мера находится на стадии обсуждения с заинтересованными министерствами и ведомствами, а также представителями отечественных и зарубежных автопроизводителей». Впрочем, иных комментариев от правительственных чиновников ждать не приходится, ведь в конце прошлой недели установку дал сам премьер Михаил Касьянов. В Иркутске он заявил, что новых «увеличений пошлин не предвидится».
Идея установить запретительные пошлины на новые иномарки вслед за аналогичными действиями в отношении зарубежных авто старше семи лет и унификации пошлин для юридических и физических лиц на машины возрастом от трех до семи лет была озвучена еще год назад. Тогда глава Минэкономразвития Герман Греф сказал, что такие меры, которые подталкивают иностранных инвесторов в Россию, можно ввести только через пять лет. Этого срока, по убеждению министра, должно хватить для того, чтобы иностранные производители наладили в России производство своих автомобилей. Правда, осенью прошлого года г-н Греф говорил уже о 3--4-летней отсрочке (сейчас, напомним, речь идет уже о 2--3-летнем сроке). В начале этого года эстафету лоббирования 35-процентной пошлины на новые иномарки приняло Минпромнауки. При этом в ведомстве Ильи Клебанова особо подчеркивали, что цель не поддержать отечественный автопром, а именно привлечь в страну крупных западных автопроизводителей. В апреле 2003 года в Минэкономразвития прошло совещание с участием представителей отечественных («КамАЗ», «АвтоВАЗ», «Северстальавто», «Руспромавто и др.) и зарубежных («Форд», «Фольксваген», «Хендэ», «Даймер Крайслер», «Рено» и др.) компаний. И в качестве одной из основных мер по привлечению инвестиций в автопром предлагалось рассмотреть как раз введение запретительной 35-процентной пошлины на период с 1 июня 2006 года по 1 января 2012 года. Затем ставку предлагалось снизить до 15%. Однако не исключено, что сегодня в правительстве думают уже об иных сроках действия запретительной пошлины. Например, г-н Алешин сказал вчера о четырех-пяти годах. При этом, по его словам, вводиться она должна только после того, как иностранные компании выберут площадку для создания автозаводов и приготовятся к производству. Более того, по мысли вице-премьера, иностранной компании необходимо наладить в России не только производство автомобилей, но и комплектующих для этих автомашин. Правительство собирается иностранцам активно помогать. В частности, рассматривается возможность освобождения от ввозных пошлин зарубежного технологического оборудования, предназначенного для новых заводов. Правда, как говорит г-н Алешин, тут главное «не навредить своей же промышленности».
Впрочем, никаких конкретных решений до сих пор не принято. По словам Максима Быстрова, «ни сроки введения в действие (пошлины. -- Ред.), ни проценты пока не определены». При этом в правительстве обещают, что процесс принятия решения будет максимально прозрачен для общественности. «Этот вопрос мы будем открыто обсуждать с потенциальными инвесторами, с теми инвесторами, кто уже работает в России, с потребителями», -- сказал г-н Алешин. По его словам, окончательно определиться с новыми мерами поддержки автопрома в России кабинет министров предполагает к концу года.
Михаил ВОРОБЬЕВ