|
|
N°137, 29 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Памятник эсэсовцам
Завтра в эстонском городе Пярну соберется на первое заседание рабочая комиссия по установке монумента «Павшим за свободу Эстонии во второй мировой войне». Инициаторы -- «Союз павших за свободу Эстонии» (объединяет воевавших на стороне немцев). Его поддерживает городская управа. В прошлом году в городе установили мемориальную доску, которую пришлось снять через неделю. Изображение на ней солдата в эсэсовском мундире, да еще с винтовкой, направленной на восток, и надпись «Всем эстонским воинам, павшим на полях второй освободительной войны за родину и свободную Европу (1940--1945)» вызвали международный скандал. Проекта нового памятного знака пока нет, но, по словам главы рабочей группы Лео Таммиксаара, он будет похож на предыдущий. Там будет изображен солдат в немецком мундире. Пярну находится в западной части Эстонии, где шли тяжелые бои.
Длительные сражения почти до конца войны продолжались на всем западе Прибалтики. В Курляндском котле (территория нынешней Латвии), например, полегло до 200 тыс. советских воинов и 110 тыс. солдат фашистской Германии, среди них около 50 тыс. латвийцев. В Латвии памятник легионерам уже существует. Его название -- «Мать Латвия склоняется над своими сыновьями». Но место установки -- братское кладбище в Лестене -- не стало местом примирения. Возведен он на пожертвования, а частично на казенные деньги, однако собираются здесь только члены Общества национальных воинов Латвии отмечать такие даты, как 16 марта -- день формирования первой латышской дивизии легиона СС.
Национальные легионы формировались из батальонов карателей, которые участвовали в операциях по «решению еврейского вопроса» не только у себя дома, но и в Белоруссии и России, в частности в Псковской области. Летом 42-го, когда «еврейский вопрос» был «решен», полицаи стали фронтовиками. Карательные батальоны явились ядром дивизий СС, затем к ним присоединились добровольцы, а третью, самую многочисленную группу составили принудительно призванные в 43-м году.
Стоит отметить, что, хотя приказ о национальных формированиях был отдан по всей Прибалтике, литовский эсэсовский легион так и не был сформирован, хотя каратели были и там. Однако литовцы, в отличие от латышей и эстонцев, саботировали мобилизацию, не являясь на призывные пункты.
Дарья ЖДАНОВА, Рига