|
|
N°137, 29 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кровавые слезы озера Хасан
За две дальневосточные сопки Сталин отдал 759 жизней
65 лет назад, 29 июля 1938 года, начались двухнедельные бои Красной армии с самураями элитной японской Квантунской армии в районе озера Хасан. Кровь лилась за Безымянную и Заозерную сопки. СССР граничил там с Кореей и Манчьжоу-Го (марионеточным государством, созданным Японией). Бои были попыткой решить территориальный спор. Сопки охраняли стратегические подступы к Владивостоку. СССР исходил из Хунчуньского протокола, подписанного еще царским правительством в 1886 году с Китаем. Японцы, патронировавшие маньчжуров, протокол не признавали.
За неделю до конфликта японский посол Сигимицу заявил советскому наркоминдел Максиму Литвинову: «Япония имеет обязательства перед Маньчжоу-Го применить силу, чтобы заставить советские войска эвакуироваться с незаконно занятой ими территории».
Донесения разведки о возможности столкновений в Москву поступали регулярно, но Кремль, боясь спровоцировать конфликт с милитаристской Японией, укреплять границу на спорном участке не спешил. Так что к конфликту советские генералы не готовились. Спорить с Кремлем никто не решался. В 1938-м все знали: со Сталиным шутки плохи. Это подтверждал вашему корреспонденту Никандр Алексеевич Лулаков, участник боев под Хасаном, комендант управления военных сообщений по доставке вооружений и техники в район озера. «Если бы Москва не давила инициативу и разрешила нарушить границу, маневрируя близ Заозерной и Безымянной по маньчжурской территории, потери Красной армии были бы несравненно меньше, а конфликт ликвидирован быстрее», -- горестно подытожил ветеран.
Зато отбивать сопки, спешно укрепленные японскими самураями, Москва потребовала от своих бойцов, не задумываясь о цене. Штурмовали «в лоб», без поддержки артиллерии и авиации. Только 6 августа на помощь пехоте прибыли танки, артиллерия и авиация. Перемирие с японцами Москва подписала на своих условиях, но случилось это уже 11 августа.
Наши потери составили 759 человек убитыми, еще 100 умерли от ран и болезней, 95 пропали без вести. Чуть меньшие потери понесла элитарная Квантунская армия японцев: убиты 650 человек. В отличие от наших бойцов, часто вообще не имевших оружия, японцы экипированы были на славу. Но мы победили. Сопки остались за нами.
Катерина ЛАБЕЦКАЯ