Время новостей
     N°46, 16 марта 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.03.2001
С лица не воду пить
В России на уход за собой тратят на порядок меньше, чем в Европе
Только 2,5% продаж на мировом рынке парфюмерии, косметики и средств гигиены приходится на Россию (весь мировой рынок оценивается в 151 млрд долл.). Об этом на конференции, проходящей в рамках открывшегося вчера в Москве мероприятия под названием Cosmetic news forum, сообщил председатель комитета по статистике Европейской ассоциации парфюмерии, косметики и средств гигиены (COLIPA) Удо Френзель. Если в Европе потребление косметики, парфюмерии и средств гигиены на душу населения в год составляет в среднем 112 евро, а в лидирующей по этому показателю Швейцарии -- и вовсе 190 евро, то среднестатистический российский гражданин, по нашим подсчетам, тратит на этот товар лишь 8,7 евро (1 евро/0,9 долл).

В России не очень-то ухаживают за собой. Как сказано в докладе генерального директора исследовательской компании «Комкон-Фарма» Олега Фельдмана, 24% российских потребителей вообще избегают покупок такого рода, 55% потребителей тратят на них 1--10% своего семейного бюджета и 17% -- от 10 до 20%. До европейского уровня еще бесконечно далеко.

Как отмечает Елена Новикова, менеджер по маркетингу российского отделения фирмы ACNielsen, в 2000 году рост продаж замедлился. В натуральном выражении рынок в прошлом году вырос только на 10%, тогда как по итогам 1999-го этот показатель составил 45% (причем в Москве -- 62%). Правда, этот бурный рост позволил достичь к началу 2000 года лишь 47% от уровня января-февраля 1998-го (в Москве -- 54%). Но структурные изменения, происходящие сейчас на этом рынке, позволяют ожидать дальнейшего роста. Г-жа Новикова отмечает, что к середине 2000 года структура потребления качнулась к докризисной, т.е. дешевый товар стал сдавать свои передовые позиции.

Специалисты ожидают от российских производителей многого: и интеграции в мировой рынок, и увеличения их оборотов на местном. Как сказал г-н Френзель в интервью газете «Время новостей», в России достаточно производителей, и ожидать значительного роста их числа не приходится. Скорее произойдет другое: некоторые производители превратятся в дистрибьюторов, другие станут производить на своих мощностях товар под западными брэндами. Наконец, усилится конкуренция между российскими и западными фирмами, многие из которых еще только готовятся прийти в Россию. Правда, сейчас у отечественных производителей дела обстоят неплохо -- им помог кризис. Например, по данным «Комкон-Фарма», в сегменте товаров по уходу за кожей 65% объемов потребления приходится на отечественную продукцию.

Г-н Френзель полагает, что у российских марок есть все возможности для того, чтобы быть принятыми в Западной Европе, однако им не стоит работать только в низких ценовых сегментах, поскольку там весьма сильны позиции азиатских фирм. На рынок селективного товара им выйти тоже не удастся хотя бы потому, что на продвижение одного селективного брэнда уходит минимум 50 млн долл. Однако времени на разные маркетинговые раздумья у них нет: опоздавший проигрывает.

По данным COLIPA, в 1999 году объем рынка парфюмерии, косметики и средств гигиены составил 151 млрд долл., и 37% общего объема пришлось на долю европейских стран, а 25% -- США. Суммарный рынок Восточной и Западной Европы без учета беспошлинной торговли оценивается в 48,5 млрд евро. Пять крупнейших европейских рынков -- это Германия (10,1 млрд евро), Франция (8,8 млрд), Великобритания (7,6 млрд), Италия (7 млрд), Испания (4,6 млрд евро).

Анастасия НАРЫШКИНА