Время новостей
     N°137, 29 июля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.07.2003
Сказки для чилл-аутов
Sarah Brightman, Harem (Angel/Capitol)

Сара Брайтман, звезда мюзиклов «Фантом оперы», «Кошки» и других творений ее бывшего мужа Эндрю Ллойда Уэббера, считается какой-то замечательной, чуть ли не оперной певицей, хотя в опере не выступает, а на концертах откровенно поет в микрофон. В чем, кстати, не раз убеждались москвичи.

У Брайтман редкий для поп-певицы имидж абсолютно отмороженной красавицы, без возраста и вредных привычек. На новой фотосессии она предстает в «горячем» восточном антураже, всяческих соблазнительных позах и утрированном «тыща-и-одна-ночь» гриме. Дело в том, что на новом альбоме Сара не поет песенки из мюзиклов. Здесь у нее более масштабная задача -- соединить «популярную классику» (точнее -- представление среднего слушателя о «классике вообще»), восточный world (откуда и название) и безэмоциональный нью-эйдж. «Гарем» -- это по-арабски означает «запретное место», говорит Сара. И признается, что ее желание сделать ориентальный альбом возникло естественным образом -- из детской любви к восточным сказкам, параллельным мирам, загадкам, а также из ее путешествий по миру, когда она уже стала известной. Рассказывая об альбоме, Сара часто употребляет слова «чувство, ощущение» (feeling). Harem -- действительно «чувство»: квазиэтническое, квазиакадемическое, но в основном это нью-эйдж.

Версия джазового стандарта What a Wonderful World вообще словно создана для комнат-чилл-аутов. Stranger In Paradise (то бишь «...улетай на крыльях ветра» из «Князя Игоря» Бородина). «В русской классике я старалась найти произведения с наиболее ярко выраженным восточным чувством», -- поясняет певица. Для пущей ориентальности альбом снабжен сэмплами голоса некогда очень известной, ныне покойной израильской певицы Офры Хазы. На гимнообразной The War Is Over сошлись Восток и Запад -- классический скрипач, экстравагантный англичанин Найджел Кеннеди и иракский певец Кадым Аль Сахир.

Да, помпезная вещь -- толпы музыкантов, миллион инструментов... при этом все это дело, стараниями Джеза Колмена (бывшего участника «индустриальной» группы Killing Joke), звучит более чем прозрачно, как звуковое сопровождение телепередач о животных и путешествиях.

Tiger Lillies with Kronos Quartet, The Gorey End (EMI Classics)

Успех среди москвичей английской группы «Тигровые лилии» -- по большей части достижение московских же клубных промоутеров. «Лилии» уже раз сто приезжали в Москву, где у них образовалась обширная и преданная аудитория в виде студентов-гуманитариев, посетителей клубов «ОГИ», артистической богемы и прочих продвинутых людей. В Москве «Лилии», ведомые своим удивительно высокоголосым лидером Мартином Жаком, получили такую популярность, какой на Западе не могут добиться уже лет десять, хотя часто выступают по клубам, а среди поклонников имеют таких представителей артистической богемы, как режиссер Терри Гиллиам.

Но недавно неудачники Tiger Lillies, кажется, переломили-таки свою карму и вышли на новый творческий и коммерческий уровень. Концепция альбома The Gorey End, которую англичане представили городу и миру, -- настолько эклектичная штука, что выглядит смешно и нелепо даже на уровне идеи. Смотрите сами: британская паб-роковая группа маргиналов плюс прославленный струнный квартет (знаменитые авангардисты Kronos Quartet), стихи и рисунки Эдварда Гори (покойного поэта и художника, автора всяческих детских страшилок) -- и все это безобразие выпускает вполне себе классический и респектабельный лейбл EMI Classics. Как сказала одна моя знакомая, «не будем смеяться». На самом деле, продукт получился очень достойного качества и, несмотря на вызывающий эклектизм идеи, вполне стильный и цельный. Мало того, записываясь для хорошей фирмы на хорошей студии, «Лилии», и особенно их вокалист Жак, зазвучали настолько хорошо и правильно, что просто диву даешься. Выдержали ли бы такое «испытание качеством» иные «клубные герои-альтернативщики»?

Александр БЕЛЯЕВ