|
|
N°138, 30 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
К нам едет ревизор
Сегодня вечером в Мариинке свои спектакли покажет New York City Ballet
Тридцать лет назад, когда баланчинская труппа приезжала в Москву, ее выступления встряхнули зрителей, но главное -- потрясли родных артистов. Они старались, воплощали жизнь человеческого духа, спорили о балетном симфонизме, а тут приехал сбежавший в 20-х годах грузин с созданным в провинциальной (по балетным понятиям) Америке театром, никаких историй рассказывать не стал, показал несколько бессюжетных спектаклей, а в них -- иную манеру танца разговаривать с музыкой и иную манеру движения. И все, отечественные новаторы стали казаться невыносимой архаикой, а споры -- какой-то ерундой.
Эта перетряска умов запомнилась надолго. Когда театры получили возможность выбирать репертуар, Мариинка кинулась за покупками и прежде всего купила права на несколько балетов Баланчина. И колоссальный подъем Мариинского балета в последние десять лет был связан именно с приобретением, проработкой баланчинского репертуара, с врастанием в его стилистику -- питерцы почувствовали себя частью открытого мира, осваивая «Серенаду» да «Симфонию до-мажор». (Большой долго фыркал, а потом взял и купил права на ту же «Симфонию», «Моцартиану» и «Агон»). Теперь у петербуржцев есть возможность сравнить продукцию отечественных театров с оригиналом: New York City Ballet, завершающий своей гастролью фестиваль «Звезды белых ночей», будто специально поставил в афишу несколько вещей, знакомых российскому зрителю.
Американцы везут три программы. Сначала -- чистый Баланчин: «Серенада», «Симфония в трех движениях», «Симфония до-мажор» (от меланхолического упражнения, поставленного когда-то для первых американских учениц безвестного эмигранта, до парадного портрета, сочиненного для Парижской Оперы). Чайковский, Стравинский и Бизе, соответственно. Затем последует программа из сочинений Джерома Роббинса (известного в России как сочинитель танцев «Вестсайдской истории» и всему остальному миру -- как второй по значимости хореограф Америки, тихий лирик с саркастическим складом ума и умением подработать на Бродвее). В этой программе -- Interplay, «Танцы на вечеринке» и Glass Pieces (Мортон Гулд, Шопен и Филипп Гласс). Закрываться же гастроли будут снова баланчинской программой (графический «Агон» Стравинского, резной и изысканный «Кончерто барокко» на музыку Баха и «Симфония Запада» Херши Кея, где на радость аборигенам Баланчин сочинил танцы ковбоев и салунных дев). В дополнение к работам основоположника нынешний руководитель труппы, бывший баланчинский премьер Питер Мартинс, поставил в третий вечер свой балет Hallelujah junction на музыку Джона Адамса. Так что гастроли будут экзаменом не только для наших театров, но и для New York City Ballet -- российские фанаты будут судить о том, в чьи руки перешел легендарный театр после смерти Мастера.
Анна ГОРДЕЕВА