|
|
N°136, 28 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Наследство Корейской войны мешает интересам новой России
Давно окончилась «холодная война», распались социалистический лагерь и Советский Союз, а корейский конфликт все еще продолжает тлеть. Это противоречит объективным интересам идущей к демократии России. Такой России выгодна безопасная и рыночно-демократическая Корея, которая не пугает соседей непредсказуемыми шагами и открыта к сотрудничеству. Политико-правовое наследство Корейской войны мешает интересам новой России.
Между Севером и Югом Кореи, между КНДР и США, все еще нет нормальных дипломатических отношений. Их взаимоотношения строятся на старом, 1953 года, Соглашении о перемирии, подписанном китайской, северокорейской и американской сторонами. Сегодня, однако, КНДР и Республика Корея состоят в ООН и других международных организациях и являются двумя полноправными субъектами международного права. Но одновременно, по законам как Севера, так и Юга, вся Корея находится под юрисдикцией соответственно Пхеньяна и Сеула. С точки зрения южнокорейского законодательства КНДР является террористической организацией. А с точки зрения северокорейской практики Южная Корея не более чем враждебная «марионетка» США.
Нынешний ядерный кризис отчетливо показал, что зыбкое Соглашение о перемирии полувековой давности не может более играть роль политико-правовой основы мира в Корее. Пока Соглашение о перемирии будет оставаться в силе, Корейская война, несмотря на любые тактические договоренности, будет напоминать о себе вспышками нестабильности на полуострове.
Кроме того, в соответствии со своими обязательствами по данному соглашению Китай должен защищать Северную Корею в случае военного столкновения КНДР и США. Пекин, учитывая нынешний характер китайско-американских отношений, пойти на это заведомо не сможет. Двусмысленность ситуации подталкивает новое китайское руководство к пересмотру своего видения проблемы. А без согласия Китая никакие свежие схемы корейского урегулирования реализовать не удастся.
Сейчас стороны взяли паузу в конфликте вокруг северокорейской военной программы. При обсуждении вариантов многостороннего диалога с Пхеньяном Россия, как правило, остается не у дел. Это отвечает нынешней формуле российского МИДа: «Пусть нас позовут, тогда мы придем». При этом не проясняется, с чем именно мы придем за стол переговоров. Впрочем, есть ниша, которую мы могли бы занять.
Внимание США, Японии и Южной Кореи сконцентрировано на ядерной программе КНДР. Подразумевается, что в случае отказа от нее Пхеньян может рассчитывать на экономическую помощь. Но даже при самом благоприятном раскладе это не даст Корейскому полуострову надежной политико-правовой базы для мира и вовлечения Северной Кореи в рыночные преобразования.
Здесь и появляется ниша для России. Выдвижение, лоббирование и проталкивание идеи об установлении дипотношений между КНДР и США, КНДР и Южной Кореей, между КНДР и Японией позволило бы Москве стать активной стороной корейского урегулирования. Тогда не будет и скрытых обид из-за того, что на апрельские трехсторонние (КНДР, США и Китай) переговоры в Пекине Москву не позвали, как не зовут ее и на новые пятисторонние переговоры, где соберутся те же трое плюс Южная Корея и Япония.
Тогда схема нормализации ситуации стала бы ясной. Сначала трехсторонний формат переговоров для того, чтобы дать договориться Пхеньяну и Вашингтону по ядерным делам. Затем -- четырехсторонний вместе с Сеулом для замены Соглашения о перемирии дипотношениями. Эти дипотношения и стали бы гарантией безопасности, на которой настаивает КНДР. Затем уже можно вести многосторонний диалог с подключением Москвы и Токио, обсуждать коллективную стратегию интеграции Северной Кореи по принципу «помощь в обмен на рыночные реформы и открытость».
Василий Михеев, член-корреспондент РАН, заместитель директора Института Дальнего Востока РАН