|
|
N°135, 25 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
МАП защитило ЛУКОЙЛ
«Сибнефть» обвинили в недобросовестном приобретении 42 клиентов
Две крупнейшие нефтяные компании России, ЛУКОЙЛ и «Сибнефть», сошлись в непримиримой борьбе на рынке нефтепродуктов Свердловской области. Цена вопроса -- 42 покупателя, которых «Сибнефть», пользуясь запрещенными (по мнению ЛУКОЙЛа) методами конкуренции, переманила у компании Вагита Алекперова. Чтобы восстановить справедливость, ЛУКОЙЛ пожаловался в региональное управление Министерства по антимонопольной политике (МАП), и вчера ведомство признало его правоту. Теперь «Сибнефти» придется в качестве штрафа заплатить в федеральный бюджет всю выручку, которую она получила от бывших клиентов ЛУКОЙЛа. Впрочем, в компании Романа Абрамовича сдаваться не намерены и готовятся обжаловать решение МАП.
ЛУКОЙЛ и «Сибнефть» -- крупнейшие поставщики топлива на рынок Екатеринбурга и Свердловской области. Компании контролируют примерно 30 и 60% рынка соответственно. Первая через свою «дочку» «ЛУКОЙЛ-Пермь» владеет сбытовым предприятием «ЛУКОЙЛ-Екатеринбургнефтепродукт», а вторая контролирует «Свердловскнефтепродукт» и «Екатеринбургнефтепродукт».
Скандал разразился в начале этого месяца. В свердловской компании ЛУКОЙЛа заявили, что еще весной в нескольких местных газетах появилось сообщение о том, что структура «Сибнефти» в течение трех месяцев будет обменивать дисконтные карты АЗС, являющихся дилерами ЛУКОЙЛа, на такие же карты заправок «Сибнефти». Эти действия в ЛУКОЙЛе сочли недобросовестной конкуренцией и обратились в местное отделение МАП с жалобой.
Вчера антимонопольные органы Свердловской области сочли претензии ЛУКОЙЛа обоснованными, признав неправомерными действия «Свердловскнефтепродукта» и «Екатеринбургнефтепродукта». Как заявила агентству Интерфакс-Урал замначальника территориального управления МАП Татьяна Колотова, распространение информации об обмене карт ЛУКОЙЛа на карты «Сибнефти» признано фактом недобросовестной конкуренции. Теперь проштрафившимся компаниям вручены предписания о прекращении деятельности, нарушающей законодательство о конкуренции. Кроме того, «Сибнефти» придется выплатить государству доход, полученный в результате своих действий. При этом, судя по всему, отбирать новые карточки у клиентов никто не будет.
Правда, масштабы разбирательства явно не соответствуют выгоде, полученной компанией. Так, г-жа Колотова сообщила, что всего предложением об обмене дисконтных карт воспользовались 42 человека. Из них 35 обменяли свои карты в «Екатеринбургнефтепродукте» и семеро -- в «Свердловскнефтепродукте». Теперь, как говорят в региональном управлении МАП, размер компенсации, которую заплатит «Сибнефть», будет рассчитан по средней сумме расхода по дисконтной карте во втором квартале 2003 года (если предположить, что в среднем на бензин каждый из бывших клиентов ЛУКОЙЛа тратил порядка 100 долл. в месяц, то речь идет о сумме 12,6 тыс. долларов).
В головных офисах нефтяных компаний избегают содержательных комментариев, явно стремясь не раздувать региональный конфликт. «Мы на такое решение и рассчитывали», -- не вдаваясь в детали, заявил пресс-секретарь ЛУКОЙЛа Дмитрий Долгов. В свою очередь пресс-секретарь «Сибнефти» Алексей Фирсов отметил, что принятое решение о начале маркетинговой кампании в Свердловской области -- это операция, проведенная в рамках хозяйственной самостоятельности их «дочек». Как сообщила вчера пресс-секретарь «Свердловскнефтепродукта» Юлия Давыдова, ее компания намерена обжаловать решение антимонопольного ведомства. Ранее она отмечала, что «мероприятие (по обмену карт. -- Ред.) проводилось в рамках заботы о клиентах, в данной ситуации выиграл только потребитель, который имел возможность приобрести дисконтную карту либо за наличный расчет, либо обменяв другую дисконтную карту».
Денис РЕБРОВ