|
|
N°135, 25 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тактика малых дел
Минэкономразвития не далась структурная реформа «Газпрома»
Реформирование газовой отрасли оказалось не по зубам ведомству Германа Грефа, да и правительству в целом. Концепция развития газового рынка, которую МЭРТ несколько раз вносило в кабинет министров, несмотря на массу компромиссов, оказалась ненужной. Политической воли к серьезным преобразованиям обнаружено не было, а г-н Греф, как выяснилось, оказался не готов отстаивать свое мнение до конца. В самом министерстве, о чем свидетельствуют последние выступления высокопоставленных чиновников, уже отказались от претензий на структурную реформу газовой отрасли.
Вчера это подтвердил первый замминистра экономразвития и торговли Андрей Шаронов. «Мы понимаем, что по объективным причинам не можем в один прыжок решить все проблемы газовой отрасли», -- заявил он на пресс-конференции под пафосным названием «Проблемные зоны институциональных реформ». Поэтому, по словам чиновника, была избрана тактика малых шагов, которые будут «приближать к главной цели -- созданию полноценного рынка газа». Затем г-н Шаронов обрисовал содержание первых пяти шажков.
Во-первых, создание одной или трех (по технологическим коридорам) газотранспортных компаний, которые останутся в 100-процентной собственности «Газпрома». Это позволит рассчитать адекватный тариф на транспортировку и сделает транзит газа более прозрачным бизнесом. Но главное -- с такой трансформацией согласны в газовой монополии. Во-вторых, развитие подземного хранения газа как самостоятельного вида бизнеса. Сейчас в России категорически не хватает таких хранилищ, которые позволяют придать газоснабжению гибкость, необходимую в рыночных отношениях. Правда, г-н Шаронов так и не смог объяснить, как привлечь инвесторов в этот очень капиталоемкий бизнес в условиях монополизации добычи газа со стороны «Газпрома». В-третьих, создание свободного рынка газа. Хотя пока у МЭРТ нет ответа на ключевой вопрос -- в каком качестве и количестве на нем будет присутствовать газовый концерн.
Тщательнейшему анализу будет подвергнута инвестиционная программа «Газпрома», прежде всего в части вложений в добычу -- это четвертый «малый шаг» МЭРТ. «Мы не должны ставить перед собой сверхзадачи выхода на Ямал или Штокман во что бы то ни стало. Даешь газ стране любой ценой -- это не наш лозунг», -- подытожил г-н Шаронов. Если дешевле будет покупать газ в Средней Азии и развивать малые месторождения, то именно это должно быть принято за основу. По информации газеты «Время новостей», в рамках этого направления рассматривается возможность создания вторичного рынка лицензий на месторождения, который нынешние владельцы не разрабатывают. Как известно, около трети газпромовских лицензий сейчас лежит мертвым грузом, хотя вполне могли бы давать газ уже в самое ближайшее время.
Пятое направление связано с ликвидацией двойного рынка акций «Газпрома», который мешает росту капитализации концерна. По словам г-на Шаронова, в правительстве сейчас идет дискуссия относительно того, контролирует ли государство «Газпром» настолько, чтобы либерализовать рынок акций. Одна группа поддерживает менеджмент компании, который утверждает, что контрольный пакет уже собран, поскольку сама компания стала владельцем 16% акций самой себя. Другие чиновники полагают, что государство должно само собрать 51% акций «Газпрома» и только после этого снять ограничения на торговлю акциями.
В завершение г-н Шаронов признал, что на основании этих пунктов совместно с менеджментом монополии будет подготовлена программа мероприятий, которая будет передана правительству до 31 августа. «А уже в конце сентября нас хочет заслушать кабинет министров», -- сказал он. В то же время назвать даже примерные сроки жизни тактики малых шагов и перехода к структурным преобразованиям, без которых «полноценного рынка» не будет, чиновник затруднился.
Наряду с созданием газового рынка к пробуксовывающим, но все же находящимся в числе приоритетных первый заместитель Германа Грефа отнес реформы административной системы, налогообложения, ЖКХ, образования и государственного здравоохранения, госсобственности, а также системы недропользования.
Алексей ГРИВАЧ