|
|
N°135, 25 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Стоп, машины!
Подержанных иномарок будет меньше, но по большей цене
Автомобильный бум в России, спровоцированный правительством, последовательно поднявшим таможенные пошлины сначала на ветхие иномарки, а теперь и на машины в возрасте от трех до семи лет, подходит к логическому завершению. С сегодняшнего дня уже не имеет смысла впопыхах метаться по авторынкам Германии, Польши или Японии, а затем стремглав мчаться на свежекупленной машине на родину -- вступило в силу постановление правительства России №357 от 21 июня 2003 года, которое практически удваивает стоимость таможенной очистки самых ходовых иномарок. И если чиновникам во главе с Ильей Клебановым, пролоббировавшим ужесточение таможенных барьеров, еще предстоит доказать, что в результате нововведений на отечественный автопром обрушатся зарубежные инвестиции, то простым автомобилистам уже осенью придется столкнуться с ростом цен на подержанные машины и сокращением предложения на рынках.
Напомним, что согласно постановлению правительства вместо действовавших двух ставок таможенной пошлины для автомобилей в возрасте от трех до семи лет вводится целая шкала из шести позиций. Если до сих пор ставку в 0,85 евро за кубический сантиметр приходилось платить за машины с объемом двигателя менее 2,5 литра (и 1,4 евро за более мощные авто), то сегодня столько же стоит растаможка микролитражек, имеющих двигатель, объем которого не превышает одного литра. Очистка же машины с двигателем в 2,5 литра уже сегодня стоит на 3 тысячи евро дороже, чем вчера.
Естественно, в преддверии 25 июля через пограничные пункты в Россию направлялись целые караваны машин. И хотя прошлогодних масштабов ввоз автомобилей не достиг (по данным ГТК, в первом полугодии 2003-го было ввезено 127,6 тыс. легковых авто, что не составляет и четверти от «импорта» 2002 года), таможенникам на самых западных и дальневосточных границах пришлось работать с напряжением сил. Лишь на днях в Калининграде удалось ликвидировать многокилометровую пробку из иномарок, шедших из Европы, а Владивостокская таможня, например, в последние три недели вынуждена была работать практически круглосуточно. С начала июля в столицу Приморья морем из Японии ввезено 5203 японских автомобиля -- больше, чем за первые шесть месяцев текущего года.
Теперь все волнения таможенников позади, чего не скажешь о покупателях. На знаменитом владивостокском авторынке «Зеленый угол» по сравнению с зимними месяцами «Тойоты», «Мазды» и «Хонды» подорожали в среднем на полторы тысячи условных единиц. Продавцы утверждают, что это не предел: цены будут расти как минимум до декабря. В Москве же скачка цен ожидают не раньше осени. Как пояснил корреспонденту газеты «Время новостей» представитель владеющей крупнейшим в столичном регионе авторынком компании «Автогарант» Игорь Кожухов, это связано и с затовариванием старыми иномарками, и с периодом отпусков, когда традиционно снижаются объемы продаж. По мнению г-на Кожухова, наиболее заметным эффектом после повышения пошлин будет полное вымывание с рынка недорогих машин. Если после первого повышения, затронувшего автомобили старше семи лет, практически исчезли иномарки стоимостью 3--5 тыс. долл., то теперь основная масса ввозимых автомобилей будет стоить более 10 тыс. долл. Кроме того, если раньше покупателям предлагали подержанные машины без пробега по РФ, прямо из Европы, то отныне средний россиянин может рассчитывать лишь на покупку машины, не понаслышке знакомой с российскими дорогами, климатом и сервисом.
Как следствие, потенциальные покупатели подержанных иномарок в столице ведут себя не так спокойно, как хотелось бы правительству. На тематических сайтах автолюбители обсуждают возможности организации в Москве акции протеста по примеру Дальнего Востока, а также ищут пути обойти высокие барьеры. Чтобы не платить за растаможку автомобиля сумму, иногда превышающую его стоимость, многие автолюбители намерены продолжать ездить на машинах с иностранными (например, белорусскими) номерами по доверенности, ежедневно рискуя лишиться машины. В случае их задержания машина должна помещаться на таможенную стоянку, откуда вернуть ее можно будет только после уплаты штрафа в размере почти 100% таможенной стоимости. Правда, как полагают некоторые автолюбители, с московскими гаишниками договориться традиционно легче и дешевле, чем с таможенниками.
Дмитрий ЧЕРНОВ, Александр ГУДКОВ