|
|
N°134, 24 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Рынок под стражей
Платона Лебедева подвело наличие загранпаспорта
Московский городской суд вчера продемонстрировал целому ряду российских руководителей, как надо отправлять правосудие, оставив под стражей главу МФО «Менатеп» Платона Лебедева. Напомним, что премьер-министр Михаил Касьянов и спикер Совета Федерации Сергей Миронов однозначно называли арест г-на Лебедева «чрезмерной мерой». «Есть достаточно других преступлений, где арест является необходимым», -- заявил г-н Касьянов еще две недели назад. «Это не убийца, который опасен для общества», -- тогда же заметил Сергей Миронов. Адвокаты предпринимателя, в свою очередь, ссылались на то, что у их клиента плохое здоровье, а арест проводился с нарушениями.
«Спору нет, у нас проводится судебная реформа, и суды становятся все независимее и независимее, но на Платона Лебедева это, видимо, не распространяется», -- сказал вчера газете «Время новостей» высокопоставленный чиновник. Он отдельно подчеркнул, что Мосгорсуд встал на сторону Генпрокуратуры и проигнорировал сигналы высшего политического руководства страны. Тут, видимо, следует отметить, что высшее руководство в лице президента Владимира Путина так и не послало четких сигналов обществу. Даже в пересказе непосредственных участников памятной встречи с президентом 11 июля этот сигнал еле прощупывается: если со слов Григория Явлинского г-н Путин назвал «неправильным применение чрезмерных репрессивных мер при решении проблем экономических нарушений», то по свидетельству Аркадия Вольского глава государства лишь отметил, что «не занимается этим делом» и «не сажает людей».
Впрочем, вчера нашелся чиновник, который все разъяснил публике по поводу судебной реформы. Министр юстиции Юрий Чайка, оценивая действие вступившего в силу год назад нового уголовно-процессуального кодекса, заявил: «Главный положительный результат работы УПК -- создание нормальных условий для следственно арестованных». «По словам главы Минюста, при избрании меры пресечения следственные органы стали действовать очень выборочно», -- говорится в сообщении ТАСС. Теперь, указал г-н Чайка, такая мера пресечения, как заключение под стражу, применяется в основном лишь в отношении лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. А комментируя дело конкретного гражданина Платона Лебедева, министр юстиции поведал: «Мне сложно говорить по этому делу -- я его не знаю, но если он активно мешал следствию, используя служебное положение, и действительно есть доказательства совершения им тяжкого преступления, то, бесспорно, я считаю, мера пресечения избрана правильно».
На вчерашних слушаниях представители Генпрокуратуры заявили, что в случае изменения меры пресечения Платон Лебедев может сбежать из России. Суд согласился с Генпрокуратурой и принял меры к тому, чтобы не допустить такого развития событий. Акции ЮКОСа после этого упали, хотя к концу торгов отыграли назад: итоговое падение в РТС составило 2,8%, на Франкфуртской бирже - 2,4%. Теоретически падение могло бы быть и более глубоким, но инвесторы проявили мудрость. Даже если бы г-н Лебедев вчера вышел из тюрьмы, полагают многие аналитики, это никак не означало бы конец истории. Поэтому для рынка проявление лишних эмоций - лишний риск. Тем более что большинство инвестиционных компаний рекомендуют своим клиентам не продавать акции ЮКОСа - они и так теперь достаточно дешевы.
Платон Лебедев был задержан 2 июля по делу, возбужденному Генпрокуратурой по подозрению в мошенничестве с 20% акций предприятия «Апатит». 3 июля Басманный суд дал санкцию на арест предпринимателя, причем на него надели наручники прямо в больничной палате, где он в тот момент находился. В рамках этого дела были допрошены глава ЮКОСа Михаил Ходорковский и председатель РФФИ Владимир Малин.
Адвокаты Лебедева оспорили арест своего подзащитного в Мосгорсуде. По их мнению, Басманный суд принял решение с нарушениями, поскольку вопрос об аресте главы «Менатепа» рассматривался в отсутствие его защитников. К тому же у предпринимателя было плохо со здоровьем. Но вчера представители Генпрокуратуры заявили, что будучи на свободе, г-н Лебедев может скрыться. В подтверждение этому на процессе были предъявлены документы о наличии у него загранпаспорта, счетов за рубежом и пластиковых карт.
«Конечно, мы с таким решением полностью не согласны. -- рассказал газете «Время новостей» адвокат г-на Лебедева Антон Дрель. -- Загрансчета Платон Лебедев открыл легально в соответствии с законном о валютном контроле и валютном регулировании 1992 года и инструкции ЦБ № 100. Ничего криминального тут нет. Как и в обладании загранпаспортом.
Рассматривать наличие загранпаспорта и счетов как довод о каком-то побеге -- абсолютно неправильно. У моего клиента была повестка на допрос на 3 июля, но за сутки до этого его забрали прямо из госпиталя. Мы суду привели много доказательств в пользу того, чтобы Лебедева выпустили на свободу, но ни одно из них не было принято. В ближайшее время мы получим определение суда и тогда будем принимать решение о том, подавать ли апелляцию в вышестоящую инстанцию».
«Тенденция Генпрокуратуры брать заложников из хозяйствующих субъектов очень опасна, - заявил «Время новостей» глава пресс-службы «Менатепа» Александр Семенов. - Начав с нефтяных компаний, они закончат арестами членов их семей, частных предпринимателей. Если Генпрокуратура так поступают с людьми, которые могут себя защитить, то, что же она тогда станет творить с теми, кто не имеет такой возможности? Все обвинения, предъявленные Лебедеву, не стоят выеденного яйца. Это дело о яичной скорлупе. Для чего Генпрокуратуре понадобился такой заложник, как Лебедев, я сказать не могу. Вариантов много. Но им явно что-то от него нужно».
Александр Шварев, Андрей ДЕНИСОВ