|
|
N°135, 25 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
С миру по фунту -- герцогу замок
Лондонская Национальная галерея не позволила продать США картину Рафаэля
Миниатюрный шедевр Высокого Возрождения -- полотно Рафаэля «Мадонна с младенцем» (известная также как «Мадонна с гвоздиками») -- стал поводом демонстрации редкой по российским понятиям солидарности британского художественного сообщества. Крохотная (размеры 28,5 х 22,5 см) ювелирно выполненная работа была написана Рафаэлем в 1507--1508 годах во Флоренции. Ее последним владельцем является герцог Нортумберлендский. В 1991 году он отдал холст на временное хранение в Лондонскую Национальную галерею. Однако недавно герцог заявил, что согласен продать работу Музею Поля Гетти в Калифорнии за сумму, превышающую 20 млн фунтов стерлингов.
Дальнейшая история подробно освещена агентством BBC. Национальная галерея Лондона начала кампанию за сохранение картины в своих стенах. Она добилась временного запрета вывоза картины за пределы страны и пообещала к 27 августа найти требуемую сумму. Действия галереи единодушно поддержала общественность. Пожертвования стали поступать от обычных посетителей музея. И не только. Первым крупным вкладом были 400 тыс. фунтов стерлингов, полученные от Фонда Национальной коллекции искусств. Лед, что называется, тронулся. Кульминация случилась на днях, когда было озвучено решение Британского лотерейного фонда «Наследие» выделить на покупку 11,5 млн фунтов стерлингов. Фонд распоряжается средствами главной в стране лотереи, а потому можно сказать, что покупка холста Рафаэля стала делом общенародным.
Руководство галереи уверено, что найдет 9,5 млн фунтов. Сумма выкупа составит тогда 21 млн -- цифра достаточная для того, чтобы картина осталась в Лондоне и присоединилась к другим восьми работам ренессансного мастера.
Герцогу Нортумберлендскому не так важно, где будет храниться принадлежащая ему «Мадонна». По его словам, в любом случае доход от продажи будет направлен на поддержание наследия британской культуры. Ведь деньги понадобились герцогу для того, чтобы отреставрировать свой Элнвик-кастл, замок, на территории которого частный музей с богатейшими коллекциями искусства.
Председатель фонда «Наследие» Лиз Форган имеет свою точку зрения на судьбу картины: «Это был один-единственный шанс оставить «Мадонну» в Британии и обогатить национальную коллекцию. Этот шанс мы не могли упустить. Я знаю, ведутся споры о том, лучшая ли это работа Рафаэля. В любом случае перед нами потрясающий шедевр великой эпохи. Конечно, «Гетти» -- отличная галерея, но Америка находится чуть дальше от нас, британцев, чем Трафальгарская площадь».
Кстати сказать, грант на Рафаэля не единственный, выделенный британским фондом «Наследие» на культуру. В среду были анонсированы другие благотворительные программы. Так, 14,9 млн фунтов получит Музей натуральной истории, хранящий уникальное собрание флоры и фауны. 13,37 млн фунтов отчислят на поддержание выдающегося памятника английской неоклассики -- лондонской церкви Сент-Мартин-ин-Филдз, построенной Джеймсом Гиббсом в 1720--1726 годах.
Сергей ВАЛЕРЬЕВ