|
|
N°134, 24 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
После пива не надышишься
Минздрав не стал кардинально изменять методику освидетельствования водителей на алкоголь
Министр здравоохранения Юрий Шевченко не оправдал ожидания миллионов российских автовладельцев, а заодно продемонстрировал явное нежелание идти навстречу руководителю ГИБДД Виктору Кирьянову, обещавшему разрешить водителям садиться за руль после кружки пива. Сегодня вступает в силу подписанный министром 14 июля приказ «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения», который, по сути, сохраняет существовавшую поныне практику, не предусматривающую норм предельно допустимой концентрации алкоголя в организме водителей. То есть во избежание практически неминуемого лишения прав на год автомобилистам по-прежнему не стоит садиться за руль после пресловутых кружки пива или рюмки водки -- даже в том случае, если они чувствуют себя абсолютно трезвыми. Согласно обнародованному вчера Минздравом документу, запах спиртного уже является достаточным основанием для направления на обследование, приборы в кабинете нарколога почти наверняка покажут наличие паров алкоголя в выдыхаемом воздухе, а уж разглядеть клиническую картину опьянения проще простого: даже у самых трезвых водителей после общения с доблестными инспекторами ГИБДД может подняться давление, участиться дыхание, появиться тремор пальцев и т.д.
Конечно, воспользоваться вышеперечисленной симптоматикой для того, чтобы, игнорируя ряд других показателей, сделать положительное заключение о наличии опьянения, может только недобросовестный нарколог. Но именно от таких, выражаясь принятой в МВД терминологией, оборотней в белых халатах, и ждали от Минздрава защиты автолюбители. Для того чтобы грамотно противостоять вымогательству, нужны либо законодательно утвержденные нормы ПДК по алкоголю -- в Европе, например, можно безбоязненно садиться за руль до 0,7--0,8 промилле (бутылка пива, бокал вина), либо более четкие критерии определения клинической картины опьянения. Однако вышедший из медицинского ведомства пакет документов содержит цифры преимущественно в датах. Во всяком случае единственный упомянутый «порог опьянения» (всего 0,5 промилле, кстати, при том, что естественное содержание алкоголя в крови может доходить до 0,4) касается только самых тяжелых случаев -- когда медикам придется освидетельствовать либо погибших, либо находящихся без сознания водителей.
Не закрыта и другая «лазейка» для злоупотреблений -- составляемый наркологом по результатам освидетельствования акт (ранее он назывался протоколом) по-прежнему не будет выдаваться на руки водителям. Это дает возможность медикам вносить в него изменения задним числом -- например, вписывать результаты не проводившихся обследований или повторных анализов. Поэтому единственной защитой для российских автовладельцев остаются суды, где можно отстоять свои права, доказав, что наркологи допустили ряд процедурных нарушений. Но это требует времени, средств и хотя бы минимальной юридической подготовки. К тому же руководители ГИБДД уже давно жалуются на либеральность судей и обещают провести со служителями Фемиды разъяснительную работу.
Олег ВОЛКОВ