|
|
N°134, 24 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На Каспии -- ни два ни полтора
В Москве закончили совещаться главные «каспийцы» пяти стран
Сегодня в Москве заканчивается 10-е заседание Специальной рабочей группы (СРГ) по Каспию на уровне заместителей министров иностранных дел пяти прикаспийских государств -- Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркмении. Открывая 22 июля юбилейное заседание СРГ, глава российского МИДа Игорь Иванов без особого оптимизма определил задачу, стоящую перед коллегами: «Сблизить позиции по основным положениям конвенции по правовому статусу Каспия».
Если учесть, что глава российской делегации, спецпредставитель президента России по вопросам Каспия Виктор Калюжный заметил перед началом работы СРГ, что согласовано около 30% текста конвенции, то можно предположить, что сегодня, на итоговой пресс-конференции главы делегаций захотят назвать еще больший процент согласованных статей главного каспийского документа, по которым «сближены позиции». Но даже если нечто подобное произойдет, то это станет лишь свидетельством дипломатического искусства переговорщиков, поскольку реально московское заседание СРГ зафиксировало лишь то, что многолетний процесс урегулирования проблемы Каспия в лучшем случае топчется на месте. А в худшем -- даже откатывается назад...
И дело даже не в том, что на каждом заседании рабочей группы ее участники вынуждены еще раз проходить уже согласованные статьи конвенции из-за того, что в позиции заинтересованных сторон появляются новые нюансы, требующие дополнительного обсуждения. Главная проблема состоит в том, что принципиальная философия каспийского урегулирования, предложенная Россией, -- «делим дно -- вода общая» -- и, казалось бы, принятая Азербайджаном и Казахстаном, натолкнулась на непреодолимое препятствие. «Общей» поверхность Каспийского моря никто, кроме России, по существу видеть не хочет. В разной степени, но все каспийские партнеры Москвы фактически стремятся к установлению на Каспии государственных границ.
Именно к этому сводятся вновь звучавшие на московском заседании призывы некоторых делегаций применить к Каспию принципы Международной конвенции по морскому праву, которая, как уже не раз говорилось, не применима к этому внутреннему водоему. Логическим результатом такого подхода большинства «каспийцев» стало то, что прошлогоднее предложение президента России Путина обозначить для каждой из пяти стран 15-мильную прибрежную зону, находящуюся под их национальной юрисдикцией, о котором вновь напомнил перед началом заседания в Москве Игорь Иванов, было фактически встречено в штыки на заседании СРГ. Не согласился с этим представитель Туркмении, требовавший прибавить к прибрежной зоне еще несколько десятков миль рыболовной зоны для исключительно национального использования. Подобную же позицию заняла и делегация Казахстана.
Но если делить Каспий на сектора, то очевидно, что границы этих секторов должны охраняться как государственные рубежи. Следовательно, на море должны появиться военные структуры пограничной охраны, вплоть до авиации, контролирующей воздушное пространство этих секторов. Но в таком случае призывы к демилитаризации Каспия, вновь раздававшиеся на московском заседании, являются не более чем пустой риторикой.
Если подвести итог десяти прошедшим заседаниям СРГ, то поневоле приходишь к выводу, что сегодняшняя ситуация на Каспии -- ни два ни полтора -- устраивает всех. Особенно это стало очевидно после раздела каспийского дна, позволившего по крайней мере трем странам -- Азербайджану, Казахстану и России -- начать осваивать его нефтегазовые ресурсы. А таким странам, как Туркмения и Иран, -- использовать каспийскую «квадратуру круга» в своих внутриполитических целях. Ашхабад демонстрирует, как это было и сейчас в Москве, свою от нее независимость, регулярно отвергая все российские инициативы. А иранская дипломатия, испытывая давление со стороны парламентской оппозиции в своей стране, пытается выглядеть непреклонной в отстаивании «национальных интересов», требующих предоставить Ирану 20% каспийской акватории.
Ко всему прочему на заседании в Москве выяснилось, что намеченное на ноябрь подписание уже согласованной рамочной конвенции по охране окружающей среде Каспия может не состояться. У азербайджанской делегации возникли новые вопросы, Баку настаивает на принципе ротации руководящих органов и дислокации штаб-квартиры организации по охране среды. Следующее заседание СРГ должно состояться в Ашхабаде осенью. А когда будет следующий каспийский саммит в Тегеране, и вовсе неизвестно.
Аркадий ДУБНОВ