|
|
N°45, 15 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Злые и добрые
Михаил Касьянов рассудит финансистов и полицейских
Борьба российских властей с отмыванием денег привела к серьезному конфликту между финансовым и силовым блоком правительства. Споры ведомств вокруг законопроекта «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» на деле превращаются в дискуссию о свободе экономической деятельности в России. И законопроект, который сегодня должны обсудить члены кабинета министров, в полной мере выявил разницу во взглядах.
Злополучный акт "О легализации", который только нынешний кабинет министров вынашивал почти девять месяцев, в результате лег на стол премьера Михаила Касьянова несогласованным. Чиновникам Минфина, ставшим на последнем этапе фактически авторами документа, не удалось найти компромисс с МВД, ФСБ, Генпрокуратурой и примкнувшим к ним ГТК. Поэтому на заседании правительства, помимо проекта закона, будет рассматриваться также протокол разногласий. Может быть, сор из белодомовской избы не выносили бы еще долго, если бы не прошли уже все сроки принятия документа: и президент, и мировое сообщество, требующее от России активизации борьбы с отмыванием денег, ждать больше не станут.
Главное, чего хотят силовики, -- это заменить формулировку «доходы, полученные преступным путем» на «незаконным путем». Последнее сочетание слов позволяет правоохранительным органам обходиться без суда. В пояснениях МВД, например, так и написано, что под обязательный надзор должны попасть «денежные средства и имущество, полученное в результате деяния, содержащего признаки состава преступления». Это предполагает не только предельно широкую трактовку понятия, но и возможность силовых ведомств поставить под тотальный контроль практически всю экономическую деятельность. Высокопоставленные чиновники из ФСБ, критически оценивающие минфиновскую версию законопроекта, считают, что формулировка «преступным путем» «сужает сферу применения данного акта и делает невозможным пресечение с его помощью более широкого спектра правонарушений». Генпрокуратура по полицейскому размаху превзошла сотоварищей, заявив, что следует вести речь о «доходах, полученных в результате деяний, которые могут повлечь уголовную либо административную ответственность». А повлечь, как известно, может все.
Силовики также требуют «закрепить право приостановления операций и сделок, подлежащих обязательному контролю, сроком на 5 дней» (данная редакция принадлежит ФСБ).
Однако рабочая группа во главе с г-ном Игнатьевым отвергла эти поправки. Подход Минфина поддержало и Главное государственно-правовое управление (ГГПУ) президента. Правда, его замечания к законопроекту тоже не были учтены полностью. Причем ГГПУ выступило исключительно с либеральных позиций -- в пику практически всем ведомствам, включая Минфин. Оно прежде всего настаивает на включении в проект статьи об ответственности «уполномоченного органа (который, собственно, и будет осуществлять контроль над всеми подозрительными сделками) и его должностных лиц за вред, причиненный гражданину или юридическому лицу». ГГПУ считает недопустимым наделять правительство правом самому дополнять перечень денежных или имущественных операций, подлежащих обязательному контролю. Кроме того, президентские юристы усмотрели еще одно «концептуальное» противоречие в законопроекте и предложили устранить его -- исключить норму «об обязанности организации предоставлять по запросу уполномоченного органа информацию и документы, содержащие сведения об операциях, не подлежащих обязательному контролю». Но г-н Игнатьев с ГГПУ позволил себе не согласиться, буквально подражая ФСБ: «Наделение организаций правом и обязанностью сообщать о подозрительных операциях освободит добросовестных и законопослушных юридических и физических лиц от ответственности за разглашение сведений, содержащих коммерческую тайну, а также позволит более эффективно осуществлять противодействие легализации преступных доходов». В общем, стучать, как говорится, надо больше.
Более того, намерение чиновников нацелить все кредитно-денежные организации на тотальный стук будет иметь законодательную основу. В проекте есть отдельная статья 8, в которой сказано, что «предоставление уполномоченному органу сведений об операциях с деньгами и имуществом... не является нарушением служебной, банковской, налоговой и коммерческой тайны». Правда, присутствует оговорка, что должностные лица уполномоченного органа несут за разглашение ответственность по закону. Про убытки же ни слова.
Законопроект практически полностью лишает граждан и юрлиц какой бы то ни было анонимности, если они совершают финансовые сделки, а также с движимым имуществом на сумму 4 тыс. минимальных окладов (примерно 400 тыс. рублей). В проекте закона об отмывании, на который было наложено вето президента, этот порог был значительно выше.
А ведь начиналось все хорошо -- с замечательных слов правительственных либералов, в первую очередь г-на Кудрина, про то, как мы будем бороться с отмыванием доходов наркобизнеса и торговцев оружием, которым 15--20 тысяч долларов годятся только на конфеты. Закончилось тем, что в новой редакции обязательному контролю подлежат операции в ломбардах, страховки и даже наследство и подарки, если они исполнены в виде драгоценностей.
Минфиновский вариант законопроекта "О противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем"
Статья 6. Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю.
-- Снятие со счета юрлицом и зачисление наличных средств, когда это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности.
-- Покупка или продажа наличной иностранной валюты.
-- Приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет.
-- Обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства.
-- Внесение физическим лицом в уставный капитал организаций наличных и безналичных средств.
-- Зачисление на счет и перевод денежных средств от физических и юридических средств, имеющих место жительства или местонахождение в ошорной, свободной или особой экономической зоне, в отношении которых имеются сведения о незаконном производстве наркотиков. Перечень указанных зон и регионов определяется правительством РФ.
-- Открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц.
-- Размещение денег на депозите с оформлением документов на предъявителя.
-- Зачисление на свой счет и списание денежных средств юрлицом, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации.
-- Выдача кредита под залог ценных бумаг на предъявителя, а также сберегательного сертификата.
-- Выдача кредита, не имеющего залогового или другого обеспечения.
-- Покупка и продажа ценных бумаг по ценам, имеющим отклонения от текущих рыночных цен более чем на 20% по аналогичным сделкам.
-- Помещение ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней или иных ценностей в банк при составлении соответствующих документов или в ломбард на хранение.
-- Скупка, купля-продажа, дарение или получение в наследство изделий из драгоценных металлов или драгоценных камней, изделий из них и лома, предметов искусства или антиквариат.
-- Выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от игры в тотализатор, в лотерею либо в игорных заведениях.
-- Получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды.
-- Переводы денежных средств, в том числе за рубеж, кроме переводов, осуществляемых кредитными организациями.
Вера КУЗНЕЦОВА