|
|
N°45, 15 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В ожидании большего
Депутаты сулят кабинету министров серьезные проблемы
Депутаты получили вчера на два часа прямой эфир РТР и воспользовались им сполна: без купюр сообщили стране все, что они думают о ней, друг о друге и о президенте с правительством. Вот и весь эффект от вчерашнего обсуждения в Думе вопроса о недоверии правительству. Сколько-нибудь серьезных последствий от думского голосования не ждал никто, судя по тому, что премьер Михаил Касьянов вчера к депутатам не явился, а президент еще накануне уехал в краткосрочный отпуск.
Не доверяют правительству 127 депутатов. Это почти все коммунисты (за исключением троих, в том числе спикера Геннадия Селезнева), 39 депутатов из «Аграрно-промышленной группы», пятеро из «Регионов России» и один из «Яблока». Для вынесения вотума нужно было 226 «за». Но в голосовании участвовали всего 207 депутатов из 400 присутствовавших на заседании. Категорически не хотели выражать недоверие 76 депутатов, голосовавшие «против» (группа «Народный депутат», фракция СПС).
Только на эти 76 теперь и может полагаться Белый дом, считает лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Остальные, по его мнению, не готовы поддерживать правительство. Представитель президента в Думе Александр Котенков тут же уличил коммунистов в попытке «вывернуть наизнанку факты». По словам г-на Котенкова, неголосовавшие депутаты вовсе не испытывают к правительству недоверия: они просто не захотели «участвовать в фарсе». В свою очередь премьер Михаил Касьянов зачислил всех неголосовавших в ряд тех, кто ему доверяет, и поблагодарил за оказанное доверие. Впрочем, факт неучастия в голосовании можно теперь оценивать как угодно согласно поговорке про оптимиста и пессимиста: один считает, что стакан наполовину полон, другой -- что наполовину пуст.
Стремление толковать итог голосования через позицию тех, кто не голосовал, видимо, говорит о том, что вчерашнее абсолютно безрезультативное событие будет иметь последствия, причем более ощутимые, чем от простого «фарса».
Для фракции КПРФ они могут наступить уже на следующей неделе. Глава группы «Народный депутат» Геннадий Райков заявил вчера, что предложит лидерам всех фракций и групп заняться реорганизацией структуры Думы. 28 комитетов -- это, по оценке г-на Райкова, «слишком много». Их количество, полагает он, следует сократить, перераспределив «портфели» между фракциями. Пока ключевые комитеты поделены между КПРФ и «Единством». Но коммунистов такие последствия не пугают. Г-н Зюганов уже сообщил, что в Думе им важны не должности, а депутатские голоса.
Для правительства последствия прогнозируются на сентябрь. Об этом Белый дом вчера предупредили все, и в первую очередь те, кто не участвовал в голосовании. Масла в огонь подлила неявка Михаила Касьянова, который не прислал в Думу даже своего представителя. Лидер СПС Борис Немцов назвал это «личной ошибкой» премьера, предупредив, что такое запомнят все депутаты -- и левые, и правые. «Я просто гарантирую, что у него будут проблемы», -- заявил г-н Немцов. Зампред фракции ОВР Вячеслав Володин заметил, что бюджетные расходы сейчас превышают доходы. И если в ближайшие два месяца правительство не выправит ситуации, то ему не избежать секвестра. Договориться же с Думой о секвестре Белый дом уже не сможет, полагает г-н Володин. Фракция ЛДПР тоже уверена, что осенью у правительства непременно возникнут проблемы. И ее представители лишь досадовали, что коммунисты заявили о вотуме преждевременно. «Валить правительство надо, когда оно валится», -- считает зампред фракции Алексей Митрофанов.
Единственная персона, которой никто вчера не прочил проблем, -- это Владимир Путин. СПС надеется, что президент воспримет их идеи по пенсионной реформе, земельной и военной. «Яблоко» продолжает требовать от президента контрактной армии, поправок в УПК, поддержки малого бизнеса и защиты независимых СМИ от произвола. Даже коммунисты убеждены, что президент не откажется от диалога с ними, несмотря на их недоверие правительству.
Для пропрезидентской фракции «Единство» тоже никто не прогнозирует перемен. «Она так и останется отделом Кремля», -- полагает Владимир Лукин («Яблоко»). Затея «медведей» с вотумом недоверия ради роспуска Думы никак не отразится на имидже «Единства». «Потому что у них нет никакого имиджа», -- считает Алексей Митрофанов (ЛДПР).
Виктор ХАМРАЕВ