|
|
N°45, 15 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лишние руки не нужны
Правительство намерено оставить Думу без приватизации
Сегодня на заседании правительства будут рассмотрены поправки в действующий закон о приватизации. Скромный на вид вопрос на самом деле был предметом серьезного внутриправительственного конфликта и вполне может спровоцировать новый скандал в отношениях между Белым домом и Думой. Речь фактически идет о принципиальном изменении приватизационного законодательства.
В Минимуществе полагают, что новая редакция закона позволит ликвидировать многочисленные дыры в приватизационном законодательстве на основании накопленного опыта. В Думе же считают, что вся затея имеет одну цель -- отстранить парламент от контроля за распределением государственной собственности посредством исключения статьи 4-й действующего закона. По ней правительство обязано ежегодно представлять в Думу поправки в закон «О государственной программе приватизации», определяющие как возможные схемы приватизации, так и конкретный список ее объектов (впрочем, закон «О Госпрограмме» за три года принят не был, и правительство отозвало его из Думы).
Высокопоставленный собеседник корреспондента газеты "Время новостей" в Минимуществе напоминает, что действующая схема была компромиссом между потребностью в хоть каком-нибудь приватизационном законодательстве и стойким предубеждением прошлой Думы против приватизации вообще. По словам представителя Минимущества, необходимость ежегодного принятия дополнительного закона отпадет сама собой благодаря проработанности всех деталей и механизмов приватизационных процессов в новой редакции закона.
В свою очередь один из авторов действующего закона, зампред думского комитета по собственности Евгений Ищенко считает, что парламентский контроль непосредственно над списком приватизируемых объектов -- суровая необходимость, продиктованная практикой «договорной приватизации»: «Никто не говорит, что все депутаты честные, но коррумпировать 200 человек труднее, чем нескольких чиновников в министерстве».
Аргумент Минимущества, что определение списка предприятий не должно относиться к сфере компетенции Думы как законодательного органа, депутаты даже не принимают всерьез и подчеркивают, что речь идет не о мелких и средних объектах, а в основном о контроле за судьбой нескольких десятков оставшихся лакомых кусков типа «Роснефти», «Транснефти» и т.д. Словом, тех, которые подпадают под действие 100-й статьи бюджета, запрещающей правительству приватизировать объекты, балансовая стоимость которых превышает 50 миллионов МРОТ (около 150 миллионов долларов), до принятия государственной программы приватизации. Помимо 100-й, в бюджет была заложена и 99-я статья, обязывающая правительство внести пресловутую госпрограмму в парламент до 1 марта.
Правительство же апеллирует, с одной стороны, к 192-й статье Бюджетного кодекса, в которой программа приватизации фигурирует среди материалов и документов, которые должны быть предоставлены вместе с проектом бюджета. В трактовке представителей исполнительной власти это признание сугубо справочного характера программы. С другой стороны, Минимущество настаивает на том, что раз до сих пор нет закона «О госпрограмме приватизации...», то не имеет смысла говорить о заложенной в действующем законе «О приватизации..» схеме как о работающей. С принятием же новой редакции закона «О приватизации...» о старой, так ни разу и не сработавшей схеме, вообще можно забыть.
Однако в Думе предупреждают, что разговоры о «новой схеме» не имеют смысла, поскольку «прохождение этого закона под большим вопросом». Во-первых, есть целый ряд чисто технических, регламентных зацепок, которыми принятие закона может быть до бесконечности затянуто. Во-вторых, есть и другой путь -- воспользовавшись внесением этого закона, принять его, но со своей поправкой, как раз обязывающей правительство "ежегодно вносить" список предполагаемых объектов приватизации. «Либо закон будет отклонен, либо принят с такой поправкой, что правительство само за голову схватится», -- предостерегает г-н Ищенко.
При этом у правительства есть возможность решить вопросы с Думой полюбовно, но почему-то была выбрана "лобовая атака", которая, по мнению думских источников, обречена на провал. На Думу могло бы повлиять пожелание президента, однако Владимир Путин пока молчит.
Кроме того, в Думе не забыли про крайний срок 1 марта и не исключают прямого обращения к президенту с жалобой на правительство, которое игнорирует заложенные в бюджет требования.
Александр СТЕПАНОВ