|
|
N°45, 15 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Позитивная дискриминация
Минфедерации не делит беженцев на своих и чужих
Федеральный уполномоченный по правам человека Олег Миронов встретился вчера в московском офисе управления верховного комиссара ООН по делам беженцев с представителями общин беженцев из стран дальнего зарубежья: Ирака, Афганистана, Судана, Конго и других. Беженцы жаловались в основном на проблемы с получением статуса: многим из них приходится годами дожидаться хоть каких-то документов, между тем милиционеры останавливают их на каждом шагу, и справки из УВКБ ООН на них не действуют. Олег Миронов все внимательно выслушал и обещал помочь.
Помощь обещают и заместитель регионального представителя УВКБ в России Джозеф Гьорке, и представители российских миграционных властей. Правда, у них имеются расхождения в цифрах. По данным УВКБ, в России примерно 220 тысяч беженцев, из которых официальный статус беженца получили 500 человек. По оценкам г-на Миронова, их не меньше 700 тысяч. А руководитель департамента иммиграционного контроля Минфедерации Владимир Волох утверждает, что статус беженца предоставлен 26 тысячам человек. Дело в том, что в этом ведомстве считают беженцев не только из стран так называемого дальнего зарубежья, но и из стран бывшего СССР. Глава московского офиса Минфедерации Виктор Лопырев попытался успокоить Джозефа Гьорке: «За прошлый год в наше отделение обратились 2200 человек, из них получили статус беженца около 10%. Чтобы вы знали и не обижались, мы настолько же необъективны к своим соотечественникам из сопредельных государств, как и ко всем остальным. Хотя это мои соотечественники и мои братья».
Малую эффективность работы миграционные власти объясняют слишком большим наплывом нелегальных мигрантов. Г-н Гьорке предложил им проводить «позитивную дискриминацию» беженцев из бывшего СССР и остальных стран. Но чиновники дали понять, что такое требование безосновательно: ближнее и дальнее зарубежье больше не разделяются. Зато оказалось, что некоторые нормы российского закона едва ли не самые гуманные в мире: например, для лиц, нелегально пересекших границу, оставлены сутки для добровольной явки в органы власти.
Все стороны, похоже, заинтересованы в принятии закона «О миграционной политике РФ», которого до сих пор нет и отсутствие которого, по мнению Олега Миронова, ничем не восполняется. «Мы создали рабочую группу по разработке такого законопроекта, -- сообщил г-н Миронов корреспонденту газеты «Время новостей». -- Мы не будем дожидаться, пока этим займется правительство или Минфедерации, зато привлечем их квалифицированных специалистов». Однако до появления закона пока очень далеко, как и до нормализации положения с документированием. Представитель московского комитета по делам миграции Александр Новиков прямо сказал собравшимся, что «здесь мы эту проблему все равно не решим». И предложил афганской общине самостоятельно позаботиться об автобусах, которые будут возить детей беженцев в открытые для них Москвой школы. Чтобы по дороге они не попадали в милицию.
Иван СУХОВ