|
|
N°45, 15 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Президентский передел
Регионам велено поделиться земельными доходами
Продажа права аренды земли, а также самих земельных участков, находящихся в собственности государства, начнет с нынешнего года приносить доходы не только в местные бюджеты, но и в федеральный. Произойдет это благодаря президентскому указу "О распределении средств, поступающих от продажи гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной собственности, или права их аренды" (№262 от 05.03.2001). До сих пор все доходы от подобных сделок получали продавцы и арендодатели -- региональные и местные власти. Теперь же, как говорится в указе, средства будут распределяться «между бюджетами всех уровней».
Проект указа готовили в Минимуществе. Заместитель главы этого ведомства Елена Бондаренко уточнила в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей», что доходы от сделок с землей будут теперь делиться так же, как это сегодня происходит с текущими платежами за землепользование (земельным налогом и арендной платой). Это соотношение ежегодно устанавливается законом о бюджете. В нынешнем году 30% отчисляется в федеральный бюджет, 20% -- в региональный и 50% -- в местный.
Размер предполагаемых доходов, которыми субъектам предписано поделиться с федеральным бюджетом в этом году, в Минимуществе назвать не смогли, поскольку до сих пор такой доходной статьи в федеральном бюджете просто не существовало. Об этом можно судить лишь по доходам консолидированного российского бюджета от продажи земельных участков и прав аренды, полученным в прошлом году.
Как сообщил газете "Время новостей" анонимный представитель Росземкадастра, эта сумма составила около 700 млн рублей, и примерно треть причитается федеральному центру в 2001 году. По сравнению с доходами от текущих платежей (в прошлом году земельный налог и рентная плата составили 24,8 млрд руб.) сумма небольшая.
И вряд ли можно рассчитывать на большее.
По словам представителя Росземкадастра, «с 1992 года, когда были разрешены коммерческие операции с землей, интерес к этим сделкам в России в целом падает». Причина -- в отсутствии платежеспособного спроса. «Кому надо, уже давно себе купили», -- сказали в федеральном земельном ведомстве. При этом, по их данным, основной оборот на земельном рынке идет в садово-огородном или дачном секторе. На увеличение доходов от операций с землей можно рассчитывать только после создания нормативной базы. Прорех в земельном законодательстве России хватает. Нет пока Земельного кодекса, проект которого правительство рассмотрит в середине апреля. Не решен и вопрос о собственности на «федеральную» землю (по постановлению Верховного совета РФ, принятому еще в 1991 году, вся земля в России принадлежит государству), распоряжаются которой региональные и местные власти (по закону «Об основах местного самоуправления»).
Поэтому утвержденный порядок распределения доходов от операций с землей будет действовать, как говорится в тексте президентского указа, «впредь до разграничения государственной собственности на землю».
Законопроект «О разграничении госсобственности на землю» недавно был отклонен Советом Федерации. Сенаторов не устраивает то, что по этому законопроекту разграничение земельных участков предполагается проводить постановлениями правительства, без учета мнения региональных властей. Вполне возможно, что президентский указ предназначен для того, чтобы помочь сенаторам "найти компромисс".
Владислав ДОЛГОВ