|
|
N°132, 22 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чеченский Гознак
Фальшивомонетчик был задержан в Доме правительства в Грозном
Масштабная операция российских спецслужб по пресечению каналов финансирования лидеров чеченских сепаратистов, организаторов и исполнителей терактов, а так же мафиозных группировок перенеслась непосредственно в Грозный. Там на днях был арестован Амирбек Лабазанов - личность в чеченских кругах крайне одиозная. Он прекрасно знаком со всем окружением Аслана Масхадова и Шамиля Басаева и принимал участие в первой чеченской войне. После того как боевики в 1999 году вторглись на территорию Дагестана, Лабазанов, был направлен сепаратистами в Москву, где организовал вброс в оборот десятков миллионов фальшивых долларов. Часть этих денег, как подозревают спецслужбы, пошла на организацию терактов. Этой зимой, Лабазанов вернулся в Чечню. Там, как заявил на допросах сам арестованный, он работал в службе безопасности одного из подразделений правительства Чечни и якобы даже входил в верхушку предвыборного штаба Ахмата Кадырова.
Согласно данным российских спецслужб, в Чечне за всем бизнесом на фальшивых долларах стоят четыре человека, чьи имена не известны широкому кругу лиц и которые уже давно живут за границей. Они поддерживают хорошие отношения с представителями международных террористических группировок, а с одиозными чеченскими полевыми командирами напрямую предпочитают не общаться. Несмотря на это, четверка исправно финансирует боевиков и их операции, а все вопросы по передаче денег решает через «правую руку» Алсана Масхадова некоего Абу. Этого Абу прекрасно знает и Амирбек Лабазанов. По оперативным данным, они сошлись еще во время первой чеченской войны. Так же Лабазанов лично знаком со многими другими полевыми командирами.
Еще зимой Амирбек Лабазанов уехал из Москвы в Грозный, где его часто видели в администрации президента Чечни Ахмата Кадырова. В результате спецслужбам при помощи коллег из чеченского МВД пришлось задерживать его прямо в правительственном здании. Лабазанова в условиях повышенной секретности тут же доставили в Моздок, потом в Минеральные воды, а оттуда спецрейсом в Москву. На первых допросах Лабазанов заявил, что к фальшивкам не имеет никакого отношения и является добропорядочным чиновником. В подтверждение своих слов он предъявил удостоверение сотрудника службы безопасности одной из дирекций правительства Чечни и заявил, что является представителем предвыборного штаба Ахмата Кадырова. Несмотря на это в ближайшее время ему планируют предъявить обвинения в организации преступного сообщества.
Первую попытку создать свою подпольную типографию по производству долларов четверо чеченцев предприняли еще в 1998 году. Тогда в селе Герменчук было установлено оборудование, которое выпускало вполне сносные по качеству купюры. Боевики успели изготовить порядка 2,5 млн. долларов, однако потом ГУБЭП МВД РФ провел на территории тогда еще «масхадовской» Чечни спецоперацию и вывез станок.
Организовать новое производство четверка решила уже спустя несколько лет. Подготовка к работе заняла весьма длительное время. Вначале чеченцы купили в центре Махачкалы дом, а его подвал оборудовали под цех. Потом они приобрели у одного известного гравера два клише 100-долларовых купюр, специалисты сделали им специальный станок, так же было закуплено необходимое для работы компьютерное оборудование. В начале 2002 года «чеченский Госзнак» заработал на полную мощность.
На станке при помощи клише печатались две половинки 100-долларовых купюр. На одной из них с обратной стороны наносились специальная защитная лента и почти не видимый рисунок американского президента (ничем не отличающей от водяного знака). Потом половинки склеивались и при помощи принтера на них наносились номера и серии купюр (всегда разные). В результате получались деньги, которые не могли отличить от настоящих не только в обменных пунктах, но и в хранилищах большинства банков. Когда встал вопрос о реализации фальшивок, четверка чеченцев обратилась к Абу, а он вспомнил об Амирбеке Лабазанове. Последний, сумел довольно быстро наладить сразу несколько каналов по доставке денег в Москву, Сочи и ряд других регионов. Для того, что бы пустить подделки в легальный оборот чеченцы использовали несколько схем: брали под залог долларов рублевые кредиты в финансовых учреждениях; просто сбывали их мафиозным группировкам по 20-25 рублей за доллар (такая высокая цена за фальшивку, объяснялась ее высоким качеством); при помощи своих связей подменивали фальшивые деньги на настоящие прямо в хранилищах нескольких банков и т.д.
По самым скоромным подсчетам спецслужб, таким образом, было вброшено в оборот несколько десятков миллионов долларов. Вся выручка от сделок скапливалась у нескольких чеченцев, находившихся в Москве, в первую очередь у Улубия Магомедханова и Амирбека Лабазанова. Они, в свою очередь, отправляли большую часть сумм в офшоры Кипра (оттуда они уже уходили в Англию, Ирландию, Чехию, Швейцарию), а часть оставляли в Москве. Как считают в спецслужбах, средства, выведенные за рубеж, потом доставались международным террористическим организациям, а деньги оставшиеся в Москве шли на организацию терактов.
Так известно, что из столицы весьма крупная сумма в декабре прошлого года поступила в одно из чеченских сел, жители которого через несколько дней взорвали Дом правительства в Грозном. По оперативным данным, эти средства использовались и для захвата Норд-Оста. В спецслужбах не исключают, что часть сумм, вырученных от продажи фальшивок, до сих пор хранится в Москве и могла пойти на взрыв в Тушино. Причем оперативники не исключают, что таким образом чеченские боевики решали несколько своих проблем. Помимо, непосредственно теракта, они сводили личные счета. Один из участников группы по сбыту поддельных долларов долго входил в руководство Тушинского рынка (у которого и был взрыв), а незадолго до теракта его согнали с поста конкуренты.
Операцию по пресечению канала финансирования боевиков проводили сотрудники ГУБОП, ФСБ, а ее общее руководство осуществлял начальник следственной части СК Валерий Сызранцев и его зам Александр Матвеев. Сейчас расследование ведет следователь по особо важным делам СК Михаил Гончаров, курирует ход дела начальник одного из отделов СК Виктор Ващенко. Прошлой осенью была ликвидирована типография в Махачкале, а 24 декабря следователи провели более 40 обысков в Москве и задержали часть московских распространителей фальшивок (Лабазанов тогда сразу уехал в Чечню). Зимой милиционеры нашли всего 70 тысяч поддельных долларов. А недавно в МВД узнали, что порядка 2-3 млн. фальшивых долларов преступники спрятали в тайнике в полуотселенном доме на Ленинградском шоссе. Однако когда недавно туда прибыли следователи, оказалось, что здание незадолго до их приезда было снесено и все доллары оказались погребены под обломками.
Александр Шварев