Возможности гражданской обороны на российском Дальнем Востоке в ближайшее время должны быть проверены в связи «с постепенно ухудшающейся ситуацией» на Корейском полуострове. Об этом решении руководства страны
заявил заместитель министра иностранных дел РФ Александр Лосюков, курирующий отношения со странами Азии. Вчера он встретился в Сеуле с министром иностранных дел и внешней торговли Республики Корея Юн Ен Гваном. Решение российского руководства, если называть вещи своими именами, означает не что иное, как введение в регионе режима «особого периода», точно и емко выраженного в давнишней песенной строчке «Если завтра война...». Только в данном случае подразумевается чужая, американо-северокорейская война, однако мирному населению от этого не легче.
Опасаться действительно есть чего. Во-первых, у Ким Чен Ира под ружьем армия численностью более миллиона, идеологически сильно накачанная. В отличие от иракской, она, по мнению специалистов из Коллегии военных экспертов, не разбежится при первых звуках выстрелов, а даст бой. А где бой, там и последствия. И не только для воюющих. Во-вторых, вдоль всей границы по 38-й параллели «лафет к лафету» стоят северокорейские крупнокалиберные гаубицы, нацеленные на Сеул и американские военные базы. До южнокорейской столицы примерно 30 км, а гаубичный снаряд долетит и до отметки 40 км. Не исключено, что у Ким Чен Ира есть снаряды с химическим или биологическим наполнением.
Северокорейский лидер недавно всему миру заявил о том, что его страна обладает ядерным оружием. Американские специалисты долгое время пугали мир двумя разведанными ими секретными заводами по производству ядерного оружия в Северной Корее. Сегодня они дают голову на отсечение, утверждая, что у Ким Чен Ира есть по меньшей мере один-два ядерных заряда. Еще немного, и их смогут разместить на уже испытанной ракете «Тэпходон».
Американцы, подталкиваемые опасностью распространения оружия массового поражения, настроены решительно. Даже весьма умеренные политики высказываются за развязывание против северокорейского режима военных действий уже до конца этого года. Причем в качестве примера для подражания приводят Израиль, самолеты которого за одну ночь разбомбили иракские объекты, причастные к разработке ядерного оружия. Однако вслед за бомбардировкой северокорейских объектов может последовать выброс радиоактивных веществ. Прогнозисты с фантазией допускают даже, что Ким Чен Ир, в случае неминуемого поражения и при невозможности транспортировать ядерный заряд с помощью ракеты, может приказать взорвать «изделие» на территории страны. Это «ядерное самоубийство» будет означать экологическую катастрофу для всего Корейского полуострова, Японии, Китая и российского Дальнего Востока.
Не исключено, что именно такими соображениями было продиктовано решение российского руководства о проверке возможностей гражданской обороны Дальневосточного региона. Однако в Министерстве по чрезвычайным ситуациям благодушно и несколько свысока попеняли обозревателю газеты «Время новостей» по поводу раздувания очередной сенсации: мало ли что сказал замминистра иностранных дел! К МЧС, сказал собеседник, никаких распоряжений свыше не поступало. Для принятия же самостоятельных мер, исходя из развития обстановки, считает он, причин нет. О том, какими силами и средствами располагает МЧС вблизи границы с Северной Кореей и в какой степени готовности они находятся, представитель министерства говорить отказался.
Однако источник газеты «Время новостей» в Дальневосточном региональном центре МЧС не скрыл, что гражданская оборона в их регионе страдает теми же недостатками, что и по стране. В частности, многие защитные сооружения разрушаются и становятся непригодными для приема людей. Часть убежищ отдана коммерсантам под склады. Не лишним будет улучшить и систему эвакуации пострадавших и обеспечения населения продовольствием. Средства для этого есть -- в 2003 году бюджетные расходы на гражданскую оборону были увеличены правительством страны втрое.
Более оперативными оказались вооруженные силы. Как стало известно газете «Время новостей», из аппарата начальника войск радиационной, химической и биологической защиты в подчиненные подразделения, дислоцированные в регионе, ушло распоряжение о проверке сил и средств «на всякий случай».