|
|
N°132, 22 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Милитаристский» бюджет
Цифры расходов на оборону оказались от лукавого
Министерство экономического развития и торговли обнародовало основные параметры прогноза социально-экономического развития страны на период до 2006 года. Из них видно, что расходы по статье «Национальная оборона» как начали расти с 2001 года, так и сохранят эту тенденцию. Если в текущем году военный бюджет запланирован в размере 344,5 млрд руб., в следующем эта цифра подскочит до 391,4 млрд, а в 2005 году военные расходы преодолеют психологический барьер круглой цифры и составят 428,7 млрд руб. В 2006 году прирост составит еще 30,2 млрд.
Некоторые политики в предвыборном энтузиазме поторопились назвать бюджет милитаристским. Цифры, которые, казалось бы, должны воодушевить военных, энтузиазма у них не вызвали. Источник газеты «Время новостей» в аппарате заместителя министра обороны по финансовым вопросам считает, что обольщаться не стоит -- цифры от лукавого. Этих денег далеко не достаточно для удовлетворения насущных нужд армии, а вести речь о милитаризации просто беспредметно. Несведущему человеку вряд ли будет понятно, почему прогноз сделан лишь до 2006 года. Однако ларчик открывается просто: именно до этого срока, в соответствии с государственной программой вооружений, в армии будет идти наработка новых образцов военной техники и вооружения. И только с 2007 года планируется запустить массовое производство этих новинок для поставки их в войска. Вот тогда, с началом массовых закупок армией ВВТ, и начнутся настоящие расходы.
Представители МЭРТ поспешили оговориться: рост военных расходов в абсолютных цифрах вовсе не свидетельствует о грядущей милитаризации страны. Дело в том, что в процентах к ВВП расходы по статье «Национальная оборона» будут, напротив, сокращаться. В 2004 году эта цифра составит 2,6%, через год -- 2,4%, еще через год -- 2,3%. Парадоксальность ситуации объясняется тем, что, по прогнозам, значительно вырастет валовой внутренний продукт. То есть на 3,5% от ВВП на военные расходы, характерные для развитых стран и обещанных первым российским президентом в своем указе, нашим военным рассчитывать не приходится.
Сегодня же «выросшего» военного бюджета не хватает даже на то, чтобы одеть армию не только в полевую форму, но и в повседневную, толком накормить солдата и профинансировать программу перехода на контрактный способ комплектования. Есть еще масса неотложных дел, перечень которых весьма долог. Назовем лишь не состоявшуюся пока программу ликвидации доставшейся России от СССР так называемой избыточной обороны -- программу технической утилизации огромного количества не нужных сегодня никому танков, ракет, кораблей. Однако для истинной демилитаризации в бюджете, названном милитаристским, денег не оказалось.
На чем можно сэкономить
Газета «Время новостей» располагает цифрами, характеризующими разницу в стоимости закупок одних и тех же товаров, но разными силовыми структурами. Например, килограмм муки Минобороны покупало в прошлом году за 6,2 руб., пограничники -- за 8,4, а Служба внешней разведки -- за 11,8. Литр бензина обошелся военному ведомству в 7,1 руб., ФПС -- 8,17, ФСБ -- 9,9. До последнего времени в РВСН было 3--4 госзаказчика, в ВВС -- 12. Нетрудно представить, в какие суммы выливается разница при солидных оптовых закупках. Разница, естественно, компенсируется казной.
Неоправданных издержек можно избежать, лишь внедрив волевым усилием единую систему закупок и контрактации. В этом году закон о гособоронзаказе требует, чтобы в числе подрядчиков заказов были не посредники, а только производители -- юридические лица, имеющие базу и квалифицированные кадры.
Николай ПОРОСКОВ