|
|
N°132, 22 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Военные тайны Шенефельда
Расширению берлинского аэропрота мешают подземелья с боеприпасами и самолетами
Вчера гамбургский еженедельник Der Spiegel выступил с сенсационной публикацией -- оказывается, сооружения бывшего восточноберлинского аэропорта Шенефельд покоятся на подземном складе боеприпасов, оставшемся не тронутым еще со времен войны. Это якобы следует из неожиданно появившихся на свет документов бывшего министерства госбезопасности ГДР.
В них, в частности, речь идет о том, что еще во времена социализма при проведении строительных работ под землей в районе аэропорта обнаруживались боеприпасы и оружие. Они располагались в «скрытых штольнях», где, как полагают эксперты, по сей день находятся боеприпасы и даже полностью заправленные горючим самолеты. В качестве подтверждения приводится служебная записка восточногерманской авиакомпании Interflug от ноября 1988 года, в которой говорится, что по этой причине полностью застроить аэропорт Берлин-Шенефельд «не представляется возможным».
В настоящее время сравнительно небольшим аэропортом Шенефельд пользуются самолеты, вылетающие к местам отдыха жителей Берлина. Курортно-отпускной профиль аэропорта ослабляют лишь оставшиеся со времен ГДР три аэрофлотовских рейса Берлин--Москва. Однако уже десяток лет расширением аэропорта интересуются власти объединенного Берлина. Все эти годы в столице и окружающей ее федеральной земле Бранденбург идет борьба вокруг крупномасштабного проекта сооружения аэропорта Berlin-Brandenburg International (BBI) -- новых воздушных ворот Берлина, которые придут на смену нынешним трем городским аэропортам.
В качестве площадки для BBI избран Шенефельд, против чего выступают многочисленные общественные движения, крупнейшим из которых считается «Гражданское объединение Бранденбург-Берлин» во главе с бургомистром одной из местных деревень герром Брайдбахом. Он утверждает, еще в начале 1990-х проектировщики нового аэропорта, знакомясь с площадкой для строительства, «преднамеренно» и «последовательно» проводили исследования местности «не там, где надо», чтобы не поставить под удар проект. На этот счет, утверждают Брайдбах и Der Spiegel, есть документы из архива Штази, которые якобы будут представлены общественности в ближайшие дни.
Самим авторам проекта Berlin-Brandenburg Intermational «особенности» территории Шенефельда давно известны. В годы войны в аэропорту находились авиационные заводы Henschel. Однако шеф проекта нового берлинского аэропорта Буркхард Кикер утверждает, что беспокойство тут излишне: «За большие деньги было предпринято все, что только технически возможно». При проверках все штольни и подземные ходы в Шенефельде, согласно Кикеру, оказались пустыми. Но противники строительства утверждают, что недра Шенефельда хранят существенно больше взрывоопасного материала, чем этого хотелось бы руководству проекта BBI.
Вслед за появившимися тревожными сообщениями ряд немецких политиков потребовали срочного разбора дела всеми компетентными инстанциями. Эксперт по вопросам окружающей среды Партии «зеленых» Клаудия Хеммерлинг заявила, что «при обнаружении опасности для жизни людей аэропорт необходимо срочно закрыть». Земельный министр транспорта Бранденбурга был отозван из отпуска. Его представитель мгновенно подключился к перепалке, назвав происходящее вокруг будущего аэропорта «идиотским летним театром».
Юрий ШПАКОВ, Берлин