|
|
N°132, 22 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Политический выбор или дипломатическая ошибка?
Иванов уехал. Вопросы у израильтян остались
Осенью министр иностранных дел России должен совершить визит в Израиль, где, однако, по-прежнему не утихают споры, как следует оценивать поездку г-на Иванова на Ближний Восток на прошлой неделе. В ходе того турне Игорь Иванов посетил город Рамаллу, где встретился с Ясиром Арафатом.
Напомним, что Израиль крайне утомлен двойственной позицией Арафата. Ясир говорит о мире, но на деле поддерживает террор. Поэтому израильтяне более не считают его полноправным партнером по переговорам и воздерживаются от официальных контактов с теми зарубежными политиками, которые включают в программу своей поездки встречу с Арафатом. Чтобы добиться исключения для г-на Иванова, российский МИД ссылался на «прецедент Папандреу» -- глава внешнеполитического ведомства Греции встречался с Арафатом в Рамалле, а после был принят и в Иерусалиме. Но Израиль этой аргументации не принял, поскольку график поездки Папандреу был составлен еще до того, как решение израильского правительства вступило в силу.
«Господин Иванов делал свой выбор осознанно, -- сказал вашему корреспонденту высокопоставленный сотрудник израильского МИДа. -- Нам не хотелось бы думать, что Россия, одно из государств -- разработчиков «Дорожной карты», сделала свой политический выбор в пользу тех сил, которые не заинтересованы в наступлении реального мира в регионе. Но в данном случае нас поставили в такое положение, при котором мы не могли пойти на компромисс».
Обиделся и палестинский премьер Абу Мазен, который даже отказался присутствовать на обеде, данном в честь г-на Иванова. «Москва была прекрасно осведомлена о конфликте в палестинском руководстве и о том, что Абу Мазен находится на грани выхода из ФАТХ и отставки с поста премьера, -- заметил газете «Время новостей» израильский политолог Александр Павлоцкий. -- Трудно расценивать встречу Иванова с Арафатом иначе как демонстративную, призванную показать арабскому миру, на чьей стороне во внутрипалестинском противостоянии находится Россия». Впрочем, эксперт допускает, что был «элементарный просчет, очередная ошибка из ряда тех многих ошибок, что допускала на Ближнем Востоке советско-российская дипломатия, традиционно переоценивающая реальный вес и политическую перспективу арабских радикальных сил».
Израиль не склонен нагнетать страсти. Компромисс все-таки найден -- Игорь Иванов приглашен посетить Израиль с официальным визитом этой осенью. Разумеется, повторная поездка российского министра к Арафату при этом не предусматривается. Но все же теперь израильской дипломатии придется потратить силы на то, чтобы, как пишет популярный журналист Дов Конторер, «накопить два-три случая непосещения Арафата высокопоставленными зарубежными лицами». По мнению журналиста, «досадный инцидент с Ивановым лишится всякого смысла, если за ним не последует становление новой политической ситуации, вынуждающей третьи страны считаться с решением израильского правительства».
Михаил БОЛОТОВСКИЙ, Тель-Авив