Двенадцатый международный фестиваль искусств завершился сборным концертом, который можно было посмотреть по РТР в сильно усеченном и перемонтированном виде. На следующий день, уже после закрытия, выступили рок-команды «Би2» и «Ночные снайперы». «Би2» в Белоруссии объявляются как «наши соотечественники», даром что Шура и Лева (рожденные в Бобруйске) -- граждане Австралии и Израиля.
Вообще же в этом году фестиваль был скуден событиями. И дело даже не в том, что «мало звезд»: какие ни есть, они товар. Для шоу-бизнеса. Но не для прессы: в этом году отменили даже стопроцентно привлекательные и эффективные «Звездные часы» -- пресс-конференции с прибывшими на фестиваль артистами. Как можно «сэкономить» на этом, не очень понятно: за участие в пресс-конференции артистам, естественно, не платят (что было бы полным бредом), а постоянный ведущий «Звездных часов» Виктор Татарский, конечно, человек знаменитый и всеми уважаемый, но все же не с пугачевскими гонорарами!
По мнению многих журналистов, из-за этой «экономии на спичках» теперь «писать не о чем». Как мы уже сообщали, фестиваль в этом году не получил финансирования в том объеме, как раньше. Денег стало меньше, по мнению всех, сопричастных организации, из-за бюрократических выкрутасов. Из всех аккуратных и округлых объяснений представителей дирекции фестиваля и минкультов обеих стран понятно одно: забюрократизированность не дает ничего спланировать. Между тем шоу-бизнес -- это не та отрасль, где что-то можно решать в последний момент, за две недели до события.
Мы уже цитировали слова Павла Бородина о том, что министерства культуры России и Белоруссии не предоставляют вовремя проектно-сметную документацию, что затрудняет финансирование. На самом деле минкульты получают деньги на фестиваль у министерств финансов своих стран, а потом передают их в бюджет Союзного государства, из которого финансируется часть фестиваля. Получается, Минкульт должен отчитываться перед Союзным государством за свои собственные деньги. По этому поводу первый заместитель министра культуры России Денис Молчанов сказал: «Снижение российской доли никоим образом не связано с непредоставлением сметной документации, напротив, все бумаги в этом году были переданы вовремя. В этом году наш Минкульт выступал с инициативой внести в проект конкретные цифры финансирования -- 9,3 млн российских рублей. При этом никакой поддержки этой идеи от руководства Союзного государства мы не получили. Нам пришлось пойти на обострение отношений с Минфином, но цель была достигнута. В общем, даже сумма этого года -- целиком и полностью заслуга Минкульта. Если бы не мы -- денег бы вообще не выделили никаких».