|
|
N°132, 22 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Катастрофическая стабильность
Мэтр московского концептуализма Эдуард Гороховский представил свою версию постистории
В Государственном центре современного искусства (ГЦСИ) открылась выставка Эдуарда Гороховского «Черный прямоугольник». Это 48 работ (акрил на черной бумаге), написанных им за последние годы в Германии. Идея проекта проста, визуально насыщена и напоминает медленное движение кинокадра в рамках черного экрана, на котором высвечиваются события «авторской» кинохроники Эдуарда Гороховского.
Черный прямоугольник бумаги размером 50х70 открывает последовательность визуальных свидетельств художника. В серии динамика постмодернистского видеокадра соединена с классическим рисованием. Работы заставляют вспомнить и японскую полихромную ксилографию или живопись по шелку. Эдуард Гороховский - наблюдатель и участник одновременно - свободно перемещается в изображаемом и переживаемом пространстве, заставляя и зрителя менять свою точку зрения. Он вовлекает его в новые измерения чувства и интеллекта, превращая в свидетеля «хроник» нашего парадоксального времени, возвращая его непосредственность и осязаемость. Время в проекте медленно течет как река пост-истории, как предощущение кинематографа, развертываясь в формах свитка или рукописной книги, фокусируя отчетливость переднего плана и выводя его в пространство зрителя.
Реальность образов в «Черном прямоугольнике» наделяется особой суггестивностью, порождая энергетический контекст, потоки ассоциаций и обретая силу внушения. Их властно-заклинательные формы абсолютно тождественны имиджам СМИ, телевизионным экранам, кадрам кинохроники, но они несут в себе еще и энергию личной воли художника. Этот процесс художественного свидетельства Маргарита Тупицына, автор каталога проекта, обозначает как «шизо-контакт с визуальностью», заменивший «прежнюю щемящую однородность».
Современная российская действительность, несомненно, расслоена и ее структура напоминает дискретные слои реликтового мифо-шизофренического сознания. Эдуард Гороховский в своем проекте обнаруживает целостные и самодостаточные образы этих расслоений, их «катастрофическую» стабильность, выплывающую из глубин подсознания, словно при автоматизме проявления фотопленки. В одной из своих композиций с летающими персонажами он невольно признается в реальности существования алогизма - жизни света в «черной дыре», называя его термином теории относительности - «гравитация отменяется». В эпоху, после полетов Ива Кляйна, в скрытых формах катастрофы мир распадается на отдельные фрагменты, как в результате взрыва «черного квадрата» - они раскрываются в образах рекламных роликов, ностальгической документации, архивной археологии, полицейской хроники и виртуальных новостей. В этих координатах художник, как свидетельствует сам Эдуард Гороховский, «подтверждает реальность восприятия», он - лишь медиатор, проводник анонимного гула языка. Бесконечные «party», уличные сцены, мультимедийные месседжи, реликтовые групповые фотографии, военные учения, террористические акты, сцены любовных свиданий и семейных застолий и - постоянно - одинокие люди, настойчиво стремящиеся сохранить своё присутствие в мире в любых образах и формах - все это составляет визуальный смысл энциклопедического проекта Эдуарда Гороховского. Художник не морализует, но он и не закрывает глаза на этот руинированный многослойный шизофренический мир, погруженный в черный прямоугольник надежд и катастроф. Он сохраняет вертикаль древа одинокой художественной воли, выявляя еще одно измерение - свой внутренний театр, где ангелы и демоны прошлого и настоящего воплощают мистерию личного мифа мастера.
Виталий ПАЦЮКОВ