|
|
N°131, 21 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Нулевая польза
Ведомство Сергея Степашина против СРП
Счетная палата заявляет, что подписание Соглашения о разделе продукции (СРП) без должного на то основания может нанести государству в ближайшее десятилетие ущерб в 4--6 млрд долл. ежегодно. Об этом в ведомстве Сергея Степашина сообщили в пятницу, после заседания коллегии СП по результатам проверки деятельности федеральных органов исполнительной власти, а также «Роснефти» и «Зарубежнефти», задействованных в реализации проектов СРП.
Как сообщают в Счетной палате, проверка реализации закона об СРП проходила в декабре 2002-го -- мае 2003 года. Как раз в начале этого года в правительстве стали говорить, что режим СРП должен применяться только в исключительных случаях. Эту идею всячески поддерживал глава ЮКОСа Михаил Ходорковский. Так, еще в марте в ЮКОСе заявляли, что если в Налоговый кодекс не будут внесены изменения и СРП станет широко применяться, то российский бюджет за пять лет потеряет 15--20 млрд долларов. Между тем государственная «Роснефть», несколько месторождений которой находятся на морском шельфе, высказывалась за сохранение режима СРП.
В конце весны и Госдума, и Совет Федерации поддержали решение правительства и внесли поправки в главу Налогового кодекса о Соглашении о разделе продукции. Эти изменения предусматривают перевод практически всех месторождений, которые заявлены в список потенциальных участников СРП, на обычный налоговый режим.
Исключение сделано только для ныне действующих проектов СРП («Сахалин-1», «Сахалин-2», Харьягинское месторождение), а также для Приразломного, Штокмановского и месторождений Каспия. Три действующих соглашения подписаны до вступления в силу закона об СРП, в соответствии с указом президента от 1993 года.
Весной же глава правительства Михаил Касьянов заявил, что в последнее время риски в России значительно снизились и большинство месторождений должно разрабатываться в общенациональном налоговом режиме. Теперь СРП может быть подписано только после того, как месторождение будет выставлено на конкурс на общих условиях, но желающих разрабатывать его в обычном налоговом режиме не найдется. А в конце июня вице-премьер Виктор Христенко сообщил о возможности разработки сахалинских проектов с третьего по шестой без применения СРП.
Проверка реализации федеральных законов, проведенная Счетной палатой, показала, что все участки для включения в перечень СРП представлялись в Госдуму (которая утверждает решение о внесение в список) без должного основания -- уполномоченные ведомства не аргументировали отнесение ни одного из всех включенных в список СРП 81 нефтегазового месторождения к категории участков недр, содержащих трудноизвлекаемые запасы. Также не были проведены по ним экологические экспертизы. Из 98 участков недр, утвержденных соответствующими федеральными законами, только 16 золотоносных участков, а также Киринский блок и Ковыктинское месторождение соответствуют требованиям закона о СРП. Также в Счетной палате отмечают, что подавляющая часть документов, необходимых для практической реализации режима СРП, не разработана. Так, не организована разработка программы освоения участков на условиях СРП, инвестиционной программы и концепции экономической безопасности страны в части минерально-сырьевой базы. Предварительная работа осуществляется без учета результатов госэкспертиз. За семь с лишним лет действия закона о СРП не проведено ни одного конкурса или аукциона, не вступило в силу и не подписано ни одно соглашение, отмечают в ведомстве. И добавляют: со времени принятия закона поступления в бюджет от его реализации равны нулю.
Денис РЕБРОВ