|
|
N°131, 21 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Киотский агитпроп
Европа решила направить в Москву делегацию для разъяснительной работы
Россию в очередной раз просят определиться в своем отношении к Киотскому протоколу. Теперь убедить Россию не на бумаге, а на деле присоединиться к договоренностям по контролю за климатом решили министры стран ЕС по делам окружающей среды и энергетики, собравшиеся на конференцию в итальянском городе Монтекатини. Представитель Дании Ганс Христиан Шмидт даже назвал работу с Россией «приоритетом европейской внешней политики».
Европейские экологи и чиновники уже не в первый раз высказывают свою озабоченность по поводу того, что ратификация Киотского протокола Россией затягивается. Как известно, контролировать климат можно только «всем миром». То есть для того, чтобы соглашение о сокращении выбросов в атмосферу газов, способствующих глобальному потеплению, привело к какому-то эффекту, необходимо его признание странами, совокупно выбрасывающими не менее 55% газов. Европа в этом отношении единодушна: Международная система торговли квотами совсем недавно была одобрена Европейским парламентом. Но после того как Киотскому протоколу объявили бойкот США -- крупнейший загрязнитель атмосферы, позиция России становится решающей. Без США еще можно контролировать выбросы, но без США и России это уже бессмысленно. Несмотря на то что представители России неоднократно выступали с заявлениями о принципиальной поддержке Киотских договоренностей, документ до сих пор нашей страной не ратифицирован. Еще в 2002 году он был направлен для изучения в Минэкономразвития, однако официальных заявлений и оценок из министерства пока не поступало.
Явных противников у документа нет, и задержку с ратификацией одни эксперты объясняют традиционной российской волокитой, другие -- отсутствием политической воли. Это тем более удивительно европейцам. Россия, как известно, получает по Киотскому протоколу самые выгодные условия для торговли квотами на выбросы -- если, конечно, такой рынок все-таки образуется. Ведь у России, где в последние годы промышленное производство сокращалось, образовалось несколько миллионов тонн «недовыброшенных газов». Греческий министр охраны окружающей среды Васо Папандреу в Монтекатини признал, что «Россия в принципе не против протокола», однако, по его мнению, «у Москвы есть некоторые сомнения относительно экономического эффекта от участия в этом соглашении».
То есть европейские чиновники решили, что Россия медлит потому, что никак не поймет до конца, как же все-таки преобразовать свои воздушные квоты в осязаемые доллары. По мнению участников встречи в Монтеканто, проблема заключается в отсутствии ясности в системе торговли квотами на выброс вредных газов. «У России должно быть право торговать квотами. Мы должны быть реалистами и должны отнестись к этой проблеме внимательно. Посылая нечеткие сигналы, мы можем упустить ратификацию договора в России», -- заметил г-н Шмидт.
Участники конференции призвали руководство ЕС убедить Москву ратифицировать соглашение. А чтобы сигналы были еще более четкими, решено в сентябре послать в Москву для разъяснительной работы специальную делегацию Евросоюза.
У российских властей, по информации газеты «Время новостей», имеются сомнения сразу по двум направлениям. Во-первых, в Москве считают, что ратифицировать протокол, пока его противником остаются США, бессмысленно. Это значило бы, нисколько не продвигая вперед само практическое применение протокола, лишний раз подвергнуть отношения с Вашингтоном «проверке на прочность». И во-вторых, как сказал газете «Время новостей» высокопоставленный российский дипломат, процессы изменения климата в последние годы заставляют российских ученых усомниться в правильности борьбы с выбросами как причиной глобального потепления.
Ирина БЕЛАШЕВА