Боевые действия за «Азот» будут идти в лучших традициях российских корпоративных конфликтов
«Газпром» не захотел мириться с потерей агрохимической корпорации (АХК) «Азот». Тем более что успел объявить о получении контроля над ней в официальной финансовой отчетности по российским стандартам за 2002 год. Впрочем, одновременно с публикацией этих документов стало известно, что контрольный пакет «Азота» был продан Нефтегазбанку за сумму, значительно превышающую предложения «Газпрома».
Как уже писала газета «Время новостей», речь шла о нескольких десятках миллионов долларов. Структуры Нефтегазбанка купили у президента «Азота» Георгия Брилинга три компании -- «Иствестинвест», «Аланинвест» и «Гросэкспо», которые в совокупности владеют 52,65% акций АХК. «Межрегионгаз», что официально подтверждают в «Газпроме», сейчас владеет 40,12% акций компании, выкупленных также у структур г-на Брилинга. Оставшиеся 7,24% находятся у офшора SVL Holdings, который контролирует бывший глава «Азота» Борис Титов, ныне возглавляющий комиссию по реформированию газового рынка в РСПП и играющий за команду менеджеров «Газпрома».
Российскому газовому монополисту, для которого дело обернулось не просто коммерческим поражением, а публичным унижением, это крайне не понравилось. Выяснилось это 17 июля, когда в офис «Азота» на Кутузовском проспекте пожаловали судебные приставы в сопровождении сотрудников «Газпрома» и «Межрегионгаза», а также бойцов ОМОНа. Но началась эпопея десятью днями раньше, когда арбитражный суд Московской области принял к рассмотрению иск «Газпрома» к ООО «Межрегионгаз», ООО «Аланинвест» и ЗАО «АХК Азот». Примерно в эти дни сотрудники корпорации готовились отпраздновать вторую годовщину работы «Азота».
Истец обратился в суд с требованием признать недействительным договор купли-продажи акций «Азота» от 13.02.2003 между «Межрегионгазом» и «Аланинвестом», а также аннулировать изменения в реестре акционеров. Речь идет о 61 млн акций (6,26% акций уставного капитала). Газета «Время новостей»
подробно рассказывала о том, как это произошло. «Газпром» также заявил ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде наложения ареста на эти акции. Кроме того, он просил суд запретить голосовать акциями и учитывать их при определении кворума на общих собраниях акционеров «Азота», а также передать реестр и иную документацию в ЗАО «Регионреестр». Сейчас функции реестродержателя выполняет сама АХК. Если бы «Аланинвест» лишился права голосовать 6,26% акций, то 47,4% акций «неофициального альянса» «Газпрома» и титовского офшора превратились бы в контрольный пакет, позволяющий перехватить управление корпорацией.
Однако судья Горожанова приняла решение лишь наложить арест на эти акции и запретить отчуждать их. «В остальной части ходатайство подлежит отклонению, так как суд находит ее необоснованной», -- говорится в определении, копия которого имеется в распоряжении редакции. Не добившись желаемого в столице, представители «Газпрома» подались на историческую родину большей части менеджмента компании, где уже 9 июля арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области решил обязать «Азот» передать реестр владельцев акций в ЗАО «Регионреестр». Именно на основании этого определения московский судебный пристав Сергей Костарев возбудил 16 июля исполнительное производство, а на следующий день явился за соответствующими бумагами в офис «Азота».
А накануне в «Межрегионгазе» было проведено внеочередное собрание акционеров АХК «Азот». Провел его недавно назначенный главой департамента «Газпрома» по управлению имуществом и корпоративным отношениям Михаил Сироткин, которого и избрали президентом «Азота». Согласно списку акционеров, который содержится в регистрационном журнале собрания, уставный капитал корпорации распределен следующим образом. ООО «Межрегионгаз» является владельцем 46,38% акций, «Иствестинвест» и «Гросэкспо» имеют по 19,57%, «Аланинвесту» принадлежит 7,24%, SVL Holdings -- 7,24% минус одна акция, которую этот офшор продал «Газпрому» в феврале, когда пытался
помочь монополисту стать участником ЗАО АХК «Азот». Получилось, что «Межрегионгаз» и титовская компания обладают контрольным пакетом и могут поменять менеджмент. Однако в «Газпроме» подтвердили, что их «дочка» владеет только 4,12% акций корпорации.
Как заявил газете «Время новостей» официальный представитель «Газпрома», данный список акционеров отражает распределение акций, допущенных к голосованию. По его словам, контроль был получен в отсутствие арестованных 6,26% акций. Объяснить, кто наложил запрет голосовать этим пакетом, он не смог. Тем более что в регистрационном журнале расписаны все 980,761 млн рублей уставного капитала «Азота». То есть посчитаны все акции, включая арестованные, хотя этого не должно было произойти, по версии «Газпрома». Более того, этот пакет оказался у «Межрегионагаза».
Георгий Брилинг опроверг газете «Время новостей» данные, отраженные в журнале. По его словам, в настоящем реестре акционеров корпорации зафиксирована иная информация, что позволяет заподозрить людей, проводивших собрание, в мошенничестве. Любопытно, что в пятницу председатель совета директоров Нефтегазбанка (купившего контрольный пакет) Никита Егоров заявил журналистам, что 16 июля встречался с г-ном Сироткиным и обсуждал сотрудничество «Азота» с «Газпромом». И последний ни словом не обмолвился о том, что накануне стал президентом корпорации, что наводит на нехорошие выводы относительно ведения бизнеса в «Газпроме».
Итак, самое интересное началось, когда г-н Костарев пришел в «Азот», чтобы исполнить решение питерского арбитража. Его сопровождали несколько сотрудников «Газпрома» во главе с неким Игорем Гербовым, на имя которого второй президент АХК Михаил Сироткин выписал доверенность и уполномочил его представлять интересы и вести дела «Азота» (ее копия также имеется в распоряжении редакции). Как удалось выяснить газете «Время новостей», г-н Гербов также возглавляет юридический департамент «Межрегионгаза». По словам очевидца событий, на вопрос, кем он является, г-н Гербов сначала ответил, что представляет президента «Азота», а затем назвался понятым. После чего первый президент корпорации Брилинг, которого не известили о проведении собрания акционеров и смене руководителя, вызвал милицию. Он также обвинил Гербова в подлоге документов и подделке печати «Азота». На основании этого «понятой» превратился в подозреваемого, с которого были сняты показания.
Г-н Брилинг заявил газете «Время новостей», что судебный пристав изъял лишь несколько ничего не значащих бухгалтерских документов. В то время как официальный представитель «Газпрома» утверждает, что реестр был изъят и передан в ЗАО «Регионреестр». Представители «Азота» не исключают, что после истории с подсчетом акций перед проведением внеочередного собрания акционеров может появиться и новый реестр корпорации, который окажется у близкой к менеджменту «Газпрома» структуры.
«Я удивлен тем, с какой наглостью эти люди ведут дела, не обращая внимания на закон, -- сказал г-н Брилинг газете «Время новостей». -- Оцениваю эти действия как беспредельное мошенничество». По его словам, сейчас юристы корпорации работают над возможностью подачи встречных исков. Даже в ходе судебных действий были допущены нарушения. В частности, были поданы иски сразу в два судебных органа. Для того чтобы получить возможность судиться в Санкт-Петербурге, была придумана компания «Северный ветер», которая также стала ответчиком по второму иску наряду с «Аланинвестом».
Источник в «Газпроме», пожелавший остаться неназванным, признал, что было принято решение вести боевые действия и они будут проходить в лучших традициях российских корпоративных войн.