|
|
N°130, 18 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Рис из фильма ужасов
Французы требуют от властей прекратить эксперименты в сельском хозяйстве
«Американское -- значит плохое!» Так считают как минимум 60 процентов французов. Исключение ими делается только, пожалуй, для голливудского кино, джаза и рок-музыки. Ко всему остальному, привнесенному из-за Атлантического океана, потомки галлов относятся если не отрицательно, то весьма скептически. Естественно, это касается и генетически измененных сельскохозяйственных культур.
На самом «затылке» нашей планеты, изображенной в виде шара, имеющего очертания человеческой головы, лежит граната с заржавленной чекой. Граната похожа на жирный початок кукурузы, для вящей понятности на нем написано: «Генетически измененные продукты питания». Таков один из плакатов Крестьянской конфедерации, организации с ультралевым уклоном, все более набирающей сейчас вес в современной Франции. Лидер крестьян неуемный Жозе Бове сегодня находится за решеткой как раз за ведение боевых действий против ученых, посмевших высадить ростки «трансгенного риса». Во главе ватаги провансальских фермеров пламенный Жозе налетел на биолаборатории и разгромил их, тщательно растоптав робкие стебельки. Законопослушные французы, конечно, осуждают варварские методы «классовой борьбы» месье Бове, но его воинственность по отношению к творениям генетики в сельском хозяйстве граждане Пятой республики решительно одобряют.
Дело в том, что французы -- нация крестьянская. Правда, если в 1800 году три четверти населения «нежной Франции» трудились на земле, то теперь лишь 3,2 процента французов являются фермерами. Их труд чтут, ему поклоняются, ибо эти неполных двести тысяч населения кормят всех остальных соотечественников, да к тому же экспортируют высоко качественные продукты питания на весь мир! Перестройка французского сельского хозяйства на фундаменте генной инженерии поставит фермерство Пятой республики в зависимую позицию от американских и канадских научно-производственных центров. «По большому счету мы понятия не имеем, куда попадет новый ген в структуре растительного организма. Последствия же этой лотереи поистине непредсказуемы. Для потребителей генетически измененных продуктов питания уготованы такие трагические испытания, что о них даже не хочется и говорить!» -- убеждает читателей Анн Бриан, олимпийская чемпионка по биатлону. Она выпустила несколько книг-брошюрок, которые стали настольными для многих французов. Смысл этих работ един во всех лицах: генетически измененные сельскохозяйственные культуры опасны для человечества и его здоровья! Пока что французов не пугают детьми-мутантами, которые могут родиться в семьях, где едят завезенную из Бразилии трансгенную сою или импортированный из США специфический рис, не нуждающийся в гербицидах и пестицидах. Однако в прессе и с экранов телевидения потомкам галлов внушают: последствия введения в ваш рацион генетических мутантов непредсказуемы.
Притчей во языцех стала во Франции история кукурузы Starlink. Американское правительство вынуждено было прекратить выращивание этого генетического монстра после того, как ученые обнаружили в зернах сильный аллерген -- содержащий протеин Cry9c. Примеров, подобных этому, во французских массмедиа проходит немало. Да оно и понятно: в стране, подарившей человечеству такие великие достижения гурманства, как сыр-камамбер и фуагра (гусиная печенка), генетически измененные рис или рапс воспринимаются как пришельцы из фильма ужасов. Не случайно французское общественное мнение все активнее требует от властей предержащих запретить в Европе генетические эксперименты в области сельского хозяйства, призывает предприятия пищевой промышленности в непременном порядке сообщать на упаковках продукции чистоту ее происхождения. И власти с промышленниками начинают слышать. Вчера я покупал в супермаркете продукты на начавшуюся неделю и с удивлением обнаружил, что на многих из них указано: «Сделано из биологически чистых, генетически неизмененных растений».
Петр РОЗВАРИН, Париж