|
|
N°130, 18 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Барьеры на пути экономического роста
На прошлой неделе в Кремле прошло совещание руководства страны и ведущих политиков по вопросам реализации стратегических национальных задач, заявленных в президентском послании парламенту. Своей позицией делится участник встречи кемеровский губернатор Аман ТУЛЕЕВ.
Основная нагрузка по реализации заявленных президентом задач, безусловно, ложится на регионы. Глубинные, преобразующие страну процессы протекают не в столичных кабинетах. От того, как будет идти задуманное на местах, зависит общий успех страны. Поэтому для обеспечения экономического роста государство должно создать соответствующие условия для развития региональных экономик.
Для наглядности приведу в качестве примера экономику Кузбасса: какие факторы и как способствуют ее развитию или, напротив, сдерживают его. Основа областной экономики -- угледобыча и металлургия, прямо определяющие ее состояние. Но развитие самих этих отраслей далеко не всегда зависит от одних кузбассовцев.
Решения, принятые в минувшем году в Междуреченске на заседании президиума Госсовета РФ по развитию угольной отрасли, дали результат. Стабилизировались спрос и цена на уголь, растет его добыча. В нынешнем году по сравнению с предыдущим она вырастет не менее чем на 9 млн т, достигнув порядка 140 млн т. Рост производства ускорил экспорт угля, выручка от которого в минувшем году составила 1 млрд долл. Однако дальнейший рост экспорта сдерживает неразвитость портовой инфраструктуры. Вот почему угольщики Кузбасса вкладываются в строительство портовых терминалов, в частности в Усть-Луге. Туда уже вложено 30 млн долл., а с мая нынешнего года первый пусковой комплекс там начал принимать кузнецкий уголь. До конца года поставим порядка 1 млн т, а в будущем доведем отгрузку до 5 млн т в год.
Несмотря на спад в мировой металлургии, объем производства в металлургической промышленности Кузбасса вырос за последние пять лет более чем на треть. Досрочно выведен из банкротства гигант отечественной черной металлургии ОАО «Западно-Сибирский металлургический комбинат». Реконструирован легендарный Кузнецкий металлургический комбинат. На его базе созданы новые, рентабельно работающие дочерние предприятия с сохранением единого технологического цикла и всех рабочих мест. Впервые в истории вывода из банкротства предприятия такого уровня не была нарушена социальная стабильность. В целом на обновление производства металлургических предприятий отрасли только в прошлом году направлено свыше 1,5 млрд рублей.
Но не все зависит от наших собственных усилий. Основным сдерживающим фактором развития угольной и металлургической отраслей остаются естественные монополии с необузданным ростом своих тарифов. Так, доля транспортных издержек в совокупной стоимости российской продукции уже достигла небывалых в мире величин -- 50% и выше. Особенно сложная ситуация на Урале и в Сибири, как раз там, где сосредоточена значительная часть национального богатства и промышленного потенциала России, а основные потребители продукции находятся за многие тысячи километров. Чтобы хоть как-то стимулировать естественные монополии к снижению собственных издержек, пора наконец отказаться от затратного механизма ценообразования и хотя бы на ближайшие годы установить предельный рост цен на услуги монополистов. Необходим шлагбаум, который на законодательном уровне установит планку роста тарифов. Оптимально -- ограничить их рост индексом инфляции. Упал такой шлагбаум -- волей-неволей придется снижать издержки.
Но если для развития угольной отрасли достаточно решить вопросы с тарифами и портами, то положение металлургов хуже. Необходимо наконец осознать: металлургия не рыночный сектор мировой экономики. Все 58 стран, производящих сталь, используют нерыночные механизмы регулирования. Тут и квоты, и ограничения импорта, и прямая господдержка. Ярчайший пример -- наша соседка Украина. Ее металлопродукция теснит сегодня нашу не только за счет беспошлинного ввоза, но и за счет семикратного (!) сокращения налогов со стороны собственного государства. Пока наши металлурги с трудом сбывают свою продукцию, импорт украинского металла в Россию только за минувший год скакнул почти на 300%! Наш внутренний рынок металла -- это 25 млн т стали в год. Мы производим ее вдвое больше. Чем больше мы ввозим металла из других стран, тем меньше металла выпускает наша промышленность. Выходит, что, стимулируя рост производства и занятость в украинской металлургии, мы сокращаем их в собственной.
Я не против импорта, а за его разумное регулирование, как в других странах. Скажем, те же квоты там вводят не раз и навсегда, а на год-два, а потом эти решения пересматриваются. Подобный принцип не только можно, но и нужно применять и нам в защите своего внутреннего рынка. К сожалению, и на внешних рынках перспективы нашей металлургии тоже не ахти. После мирового кризиса металлургического перепроизводства в 2001 г. нас стали теснить на западных рынках. Тесно станет и на азиатских, когда через три года Китай, один из основных потребителей нашей металлопродукции, завершит масштабную реконструкцию своего сталелитейного комплекса. Потерю внешних рынков должно компенсировать расширение внутреннего потребления продукции. И резервы, причем огромные, для этого у нас есть. Наша экономика подошла сегодня к такому рубежу, когда необходима замена морально устаревших опор ЛЭП, станочного парка, систем водоснабжения и отопления практически повсеместно на новые. Кроме того, необходимо переориентировать строительство жилых и прочих зданий на использование металлических конструкций. Для этого нужен металл. Много металла.
Руководители других регионов приведут другие факторы, тормозящие их развитие. Важно, чтобы государство в решении стратегических задач национальной экономики в полной мере учитывало особенности ее региональных составляющих. Ведь государство сильно регионами.
|