Время новостей
     N°130, 18 июля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.07.2003
Кризис пошел «Аэрофлоту» на пользу
Рентабельность компании улучшается
«Аэрофлот» в первой половине этого года пережил серьезный кризис, но вышел из него более состоятельным в финансовом отношении, чем был раньше. Вчера генеральный директор «Аэрофлота» Валерий Окулов сообщил на пресс-конференции, что план по прибыли этого года, очевидно, не будет выполнен, однако прибыль все равно будет больше, чем в прошлом году. Отклонение показателей от намеченных плановых г-н Окулов объяснил объективными причинами: негативным влиянием на авиатранспортный бизнес войны в Ираке и эпидемией атипичной пневмонии в Азии.

«Все эти четыре месяца компания работала практически в режиме кризисного управления», -- сказал Окулов, имея в виду весенне-летний сезон 2003 года, на который пришлись война и эпидемия. Из-за этого «Аэрофлот» вынужден был экстренно перекраивать свою маршрутную сеть, отменяя рейсы на «пострадавших» направлениях и перебрасывая освободившиеся самолеты туда, где для них могла быть работа.

Негативный эффект азиатской пневмонии полностью не преодолен до сих пор. Г-н Окулов сообщил, что «докризисную» частоту полетов компания восстановит только к 8 августа. В четвертом квартале этого года «Аэрофлот» намерен увеличить объем перевозок пассажиров на китайском направлении, чтобы компенсировать потери первого полугодия.

Всего в первом полугодии «Аэрофлот» получил 20,93 млн долл. чистой прибыли по российским стандартам бухгалтерской отчетности. Это немного больше, чем в соответствующий период 2002 года, но на 16 млн долл. меньше, чем компания планировала получить. Соответственно, объявил генеральный директор, на эти 16 млн долл. сокращается план всего 2003 года. Ранее компания планировала завершить год с прибылью в 114 млн долл., теперь рассчитывает только на 98 млн долларов.

Правда, это примерно соответствует уровню прибыли прошлого года. Заместитель генерального директора «Аэрофлота» по финансам Михаил Полубояринов сообщил вчера, что, по международным стандартам отчетности, чистая прибыль компании за 2002 год составила 89,3 млн долларов.

Количество перевезенных «Аэрофлотом» в первом полугодии 2003 года пассажиров (2,548 млн человек) на несколько процентов превышает аналогичный показатель предыдущего года. Зато с пассажирооборотом (т.е. тем же числом пассажиров, помноженным на количество километров, которые они пролетели) картина обратная. Он немного уменьшился. Таков математический результат вынужденной переориентации «Аэрофлота» с длинных южноазиатских маршрутов на более короткие европейские.

Валерий Окулов вчера публично высказал пожелание «Аэрофлота» возглавить буксующий проект строительства нового аэропортового терминала Шереметьево-3. Он заявил, что без Шереметьево-3 развитие «Аэрофлота» невозможно и что из-за задержки строительства этого объекта авиакомпания «теряет потоки». (В качестве примера он привел данные по Санкт-Петербургу: ежегодно 250 тыс. пассажиров из этого города отправляются в Юго-Восточную Азию через Хельсинки, хотя могли бы через Москву, если бы уровень сервиса в Шереметьево соответствовал финскому.)

«Когда проект начинался, было решено, что его лидером будет администрация аэропорта Шереметьево. Ничего не сделано. Полный ноль. Поэтому лидером должен быть «Аэрофлот», -- заключил г-н Окулов. Запутанный вопрос об условиях конкурса на строительство Шеремеетьво-3 находится сейчас на рассмотрении правительства, и решение по этому поводу ожидается к концу года. Сам конкурс вряд ли состоится раньше следующего года.

Валерий Окулов скупо остановился также на своих взаимоотношениях с председателем совета директоров «Аэрофлота» Александром Зурабовым, которые не отличаются особым дружелюбием. Г-н Окулов сообщил, что он потребовал его удаления из правления «Аэрофлота» (председатель совета директоров входит в состав и этого органа). От г-на Зурабова ответа пока не последовало.

Михаил КУКУШКИН