|
|
N°130, 18 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Чем больше связующих звеньев, тем крепче сотрудничество»
Политический мертвый сезон отмечен на Украине бурной топливно-энергетической активностью. Главной темой сегодняшних переговоров украинского и российского премьеров в Ялте станет использование украинского нефтепровода Одесса--Броды. Российские компании «Транснефть» и ТНК предлагают Киеву отказаться от экспорта каспийской нефти в направлении Одесса--Броды, предлагая взамен контракт на 21 год по реверсной перекачке 9 млн российской нефти. Однако в проекте 15-летнего соглашения о нефтяном российском транзите, одобренном позавчера украинским правительством, задействованы все действующие нефтепроводы, кроме Одесса--Броды. Об этой проблеме, а также о перспективах развития украинского ТЭК в интервью газете «Время новостей» рассказал министр топлива и энергетики Украины Сергей ЕРМИЛОВ.
-- Насколько вероятен вариант реверсного использования нефтепровода Одесса--Броды для перекачки российской нефти?
-- Как глава международной группы по изучению вопросов, связанных с поисками наиболее эффективного использования нефтепровода Одесса--Броды, до окончания работы я не имею права на комментарии. Не вызывает сомнения одно: Украина будет опираться на экономическую составляющую. Если экономические факторы прямого и реверсного использования нефтепровода Одесса--Броды будут равны, то, на мой взгляд, нужно остановиться на прямом его использовании. Реверсное использование позволяет прокачать максимум 9 млн тонн в год, а прямое расширит транзит по этому участку до 40 млн тонн.
-- Как обстоят дела с достройкой нефтепровода Одесса--Броды до польского Гданьска?
-- Проект должен финансироваться на частной основе. Тут был некий застой, но в последнее время активность резко выросла, и трубопровод обязательно заработает. В октябре, когда будет закончен инвестиционный проект, в Киеве пройдет конференция с участием Еврокомиссии, где будет принято окончательное решение по поводу финансирования достраивания трубопровода до Гданьска.
-- Продвинулись ли эксперты в деле создания международного консорциума по управлению газотранспортной системой Украины?
-- Продолжается изучение всех возможных вариантов.
-- Александр Лукашенко запретил создавать консорциум по управлению белорусской газотранспортной системой (ГТС), потребовав у «Газпрома» больше миллиарда долларов за часть ее акций. Возможно ли, что Украина пересмотрит условия, на которых создается международный газовый консорциум?
-- Я не знаю, как шли переговоры в Белоруссии. Если дело обстоит так, как говорит г-н Лукашенко, я бы принял его сторону. Передавать кому-то часть белорусской ГТС, так же, как и украинской, было бы неправильно. Наша газотранспортная система и так принадлежат нам по закону. Консорциум создается, чтобы дать новые возможности как украинской, так и российской стороне.
-- Рассматриваются ли на Украине варианты приватизации ГТС в рамках создания международного консорциума?
-- Я думаю, что пока парламент не готов голосовать за изменение норм, однозначно разрешающих приватизацию ГТС. Зато в перспективе на основе совместных инвестиций могут быть созданы новые участки ГТС, которые будут уже собственностью консорциума, а не государства. Здесь открывается широкое поле деятельности, особенно учитывая, что Украина планирует расширить экспортные возможности своей ГТС на 20--30 млрд кубометров для дополнительной транспортировки газа из Казахстана, Узбекистана, Туркменистана. Для этого необходимо предложить участие в газотранспортном консорциуме странам Центральной Азии.
-- Как идут дела с привлечением Германии в качестве третьего партнера по консорциуму? Есть ли существенная разница в позициях?
-- Нет. Мотивы «Рургаза» ничем не отличаются от мотивов других желающих обеспечить надежность поставок, расширить рынок сбыта, заработать на продаже газа путем снижения закупочных цен либо транзитных ставок. Такие же цели преследует и «Газ де Франс», делегация которого на днях посетила Украину. Альтруистов, которые бы просто подарили Украине деньги на укрепление ее ГТС, нет. Нужен взаимовыгодный вариант.
-- Известно высказывание посла Германии в Киеве г-на Штюдеммана по поводу создания российско-украинского международного консорциума: «Немцев приглашают сесть за стол, где двое уже отобедали». Как бы вы оценили эти слова?
-- Хлеб, который до сегодняшнего дня ели украинская и российская консорциумные группы, не так сладок, как кажется г-ну Штюдемману. Трехсторонние переговоры растянули бы эту очень напряженную по срокам и масштабам работу на неопределенное время. Украина и Россия выполняют свои обязательства в отношении Германии в точном соответствии с трехсторонним заявлением, не скрывая сделанного от немецкой стороны.
-- Возможна ли интеграция энергосистем Украины и России? Требуется ли ратификация в Раде меморандума от 2001 года об их параллельной работе?
-- Энергосистемы двух стран и так интегрированы, поскольку работают в параллельном режиме. Утяжелять эти соглашения ратификацией нет никакого смысла.
-- Предполагают ли эти соглашения свободную продажу российской электроэнергии на территории Украины?
-- Это не соответствует действительности.
-- Будет ли расширен проект по экспорту российской электроэнергии на Запад через Украину, как это оговорено в меморандуме?
-- Мы больше года реализуем с россиянами совместный проект по поставкам в Молдавию электроэнергии в соотношении 50 на 50. Что касается расширения проекта, то до тех пор, пока у России будут проблемы с ратификацией Энергетической хартии, ей сложно будет получить доступ к рынкам других стран. В свою очередь Украина заинтересована в увеличении транзита всех видов энергоносителей. Конечно, не в ущерб своим интересам.
-- Украину критикуют за постоянные колебания между Россией и Западом. Интеграция в ЕС провозглашена национальной стратегической целью, но в то же время Киев готовится к созданию единого экономического пространства в рамках СНГ. Насколько реальна интеграция украинского ТЭК в систему ЕС? Сколько на это уйдет времени и денег?
-- Чем больше связующих звеньев между Украиной, СНГ и Европой, тем крепче экономическое сотрудничество. Рынок един, устраивать дополнительные препятствия -- это вредить самому себе. Если говорить о глобальной интеграции украинского ТЭК в европейскую систему, наибольшие проблемы будут у угольной промышленности, но мы над этим работаем. Украинские нефтетранспортная и газотранспортная системы полностью адаптированы для работы с Европой. У нас самые низкие газовые тарифы, и если говорить о равноправии, мы готовы их повысить. Что касается электроэнергетики, часть Украины, а именно Бурштынский остров, уже работает в параллельном режиме с европейской энергосистемой. Даже при условии притока инвестиций раньше чем через пять-шесть лет Украине не начать параллельную работу с ЕС. Однако на вступлении в ВТО это не отразится. Более того, украинский энергорынок -- один из самых прогрессивных в Европе.
-- Исполнительный секретарь стран СНГ призвал к интеграции ТЭК в рамках единого экономического пространства. Реально ли это?
-- В прошлом году на встрече министров энергетики Украина предложила создать топливно-энергетический совет СНГ. Перспективы сотрудничества я вижу в первую очередь в форме составления единого топливно-энергетического баланса. Несогласованная работа приводит к взаимным потерям.
-- Насколько благополучен украинский ТЭК в сравнении с российским?
-- Энергозависимой Украине необходимо максимально снизить издержки -- добиться полной приватизации предприятий и либерализации рынка энергоносителей. В этом деле Украина опережает богатую ресурсами Россию. К примеру, у нас рынок электроэнергии существует шесть лет, тогда как Россия только принимает решение о его создании. Мы создаем у себя рынок газа, который у россиян будет нескоро. Вся украинская нефтеперерабатывающая промышленность и половина распределительных сетей в энергетике и газовой промышленности приватизированы. Исключение составляют только газо- и нефтетранспортные магистрали, которые, как и в России, не подлежат приватизации.
-- Однако украинская угольная промышленность в значительно худшем состоянии, чем российская. Ваше министерство -- автор программы по реформированию отрасли. Избежит ли она участи других невыполненных программ?
-- Эта программа не может не быть реализована. Чтобы в ближайшее время стать членом ВТО (а это неизбежно), Украина не должна иметь внутреннего субсидирования отдельных отраслей, в том числе угольной. 2004 год должен стать последним годом дотаций себестоимости угля, а к 2005 году отрасль планируется полностью сбалансировать. Уже проведена часть антикризисных мер, укрупнение угольных предприятий. Из двух сотен шахт и полутора сотен вспомогательных объектов создали 21 государственное предприятие, которые легче управляются и контролируются. Бартерные операции в угольной отрасли с апреля запрещены. После решения проблемы долговых обязательств начнется корпоратизация конкретных предприятий, формирование открытых акционерных обществ, которые будут передаваться в Фонд госимущества для полной или частичной приватизации. Это даст возможность привлечь дополнительные инвестиции в поддержку угольной промышленности.
Беседовала Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев