Время новостей
     N°129, 17 июля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.07.2003
Устояли
Правительство отказалось вводить квоты для западного кино
Кабинет министров отверг предложение об ограничении показа фильмов иностранного производства. Правительство России направило в Министерство печати соответствующее заявление. В постоянном возвращении к вопросу, как поддержать отечественную киноиндустрию и не надо ли для этого сократить количество американских фильмов, чувствуется нервозность. Давление сторонников силовой поддержки российского кино настолько сильно, что раз за разом представители Министерства культуры вынуждены объяснять, что время для ограничений еще не пришло по той простой причине, что российских фильмов просто не хватит для заполнения репертуара даже того, в общем, не большого количества залов, которое сегодня в России есть. Чтобы иметь в прокате 25% отечественных картин (такое соотношение в соответствии с мировым опытом является оптимальным для рентабельного показа), нужно выпускать примерно 100 фильмов в год. Сейчас это количество примерно втрое меньше.

Тем не менее общественное мнение складывается под влиянием сторонников ограничительных мер. Елена Драпеко, заместитель председателя комитета Госдумы по культуре и туризму, высказала корреспонденту газеты «Время новостей» Ксении Веретенниковой свою позицию: «В некоторых странах есть такая практика. Она дает неплохие результаты по защите внутреннего рынка. Наиболее эффективной мне кажется французская система. Она помогла французскому кино выжить и противостоять голливудскому натиску. Я считаю, что можно было бы сделать квоту для иностранных фильмов не более 70%. Сейчас у нас отечественное кино занимает менее 30%. Кроме того, сейчас у нас на телевидении демонстрируется очень много иностранных фильмов, изобилующих сценами насилия и порнографии, и очень мало картин, пропагандирующих общечеловеческие ценности. Об этом мы постоянно получаем письма от избирателей. Существует и другая проблема: в Москве многие кинотеатры принадлежат западным владельцам, которые препятствуют проникновению на экран российских фильмов».

Существующие сети кинотеатров пока принадлежат российским предпринимателям, но им надо что-то показывать, а рассчитывать на российскую продукцию, которая в основном низкого качества, не имеет ни рекламных бюджетов, ни строгих сроков выхода на экраны, им не с руки.

Другое дело, что уже появляются российские фильмы, способные заработать в прокате более миллиона (их пока единицы, например, «Антикиллер», «Олигарх», «Даже не думай»), но дистрибьюторы крупных западных компаний встречают их без восторга и даже чуть ли не намерены чинить препятствия к прокату новых конкурентоспособных картин (ходят слухи, что фильм «Бумер» так и не был взят ни одной сетью).

Аналитики предполагают, что если довести число российских картин до нужного уровня, а число кинозалов в стране увеличить в десятки раз, то проблема разрешиться -- как разрешилась она на телевидении, где отечественные сериалы вытеснили зарубежную массовую продукцию. Но только тогда, когда их производство тоже стало массовым.

Алена СОЛНЦЕВА