|
|
N°129, 17 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Само намерение вступить в ВТО уже полезно для экономики»
Текущее состояние переговорного процесса обозревателю газеты «Время новостей» Вере СИТНИНОЙ прокомментировал глава рабочей группы РСПП по вступлению в ВТО гендиректор холдинга «Северсталь-групп» Алексей МОРДАШОВ.
-- На коллегии Минэкономразвития обсуждалась тема вступления России в ВТО. По итогам замминистра Максим Медведков сообщил, что МЭРТ планирует провести очередные консультации с вашей рабочей группой. Не могли бы вы рассказать об этом более подробно?
-- В мае на последнем заседании нашей рабочей группы мы достигли соглашения с Максимом Медведковым о том, что до очередного раунда в Женеве, который состоится в октябре, проведем серию консультаций. Мы решили еще раз с учетом хода переговоров обсудить ряд тарифных позиций, в частности по таким проблемным секторам, как мебель, сельскохозяйственная продукция и так далее. Кроме того, мы хотим обсудить так называемые системные требования ВТО, переговоры по которым сейчас вступили в конкретную стадию и по которым бизнес должен высказать свою позицию. Речь идет не только об энергоносителях, о которых уже много говорилось, но и о вопросах, связанных с инвестициями, региональными субсидиями и так далее.
-- Переговоры идут очень трудно и напряженно. Может быть, России стоит пока отказаться от идеи вступления в ВТО?
-- Переговоры должны идти и будут идти. Неприсоединение означает, что у российских производителей, в первую очередь экспортеров, не будет инструментов защиты. Мы останемся во многом такими же бесправными, как сейчас, и также будем страдать от квотирования и антидемпинговых расследований. Кстати, правила ВТО меняются, например, скоро появятся другие стандарты по движению рабочей силы. И следовательно, соответствовать требованиям ВТО с каждым годом будет все сложнее. Но, еще раз оговорюсь, это не значит, что следует вступать в ВТО любой ценой.
-- Здесь, наверное, как в медицине, главный принцип «не навреди». Многие отраслевики до сих пор полагают, что ВТО их погубит.
-- Многие не замечают, что переговорный процесс стал мощным стимулом для начала внутрироссийских дискуссий по важнейшим экономическим темам. По вопросам, которые заслуживали обсуждения независимо от вступления России в ВТО. Имеется в виду российская программа по сельскому хозяйству, по авиации, по автопрому. Реформа энергетики напрямую не была связна с ВТО, но в какой-то степени переговоры также ее подтолкнули. Принимая новую редакцию Таможенного кодекса, все отдавали себе отчет в том, что он должен соответствовать нормам ВТО. Таким образом, само намерение вступить в ВТО уже полезно для экономики. Россия сделала свой выбор, взяв курс на построение цивилизованного гражданского общества, эффективной экономики и интеграцию в мировое сообщество.
-- Не стоит ли ради таких высоких целей поступиться принципами и отказаться от некоторых переговорных позиций?
-- Ни в коем случае. Есть моменты, которые можно обсуждать, например, доступ на российский рынок услуг. Но ряд принципиальных вопросов мы сдать не можем. Например, реформа энергетики является исключительно нашим внутренним делом. Главным постулатом вступления должно быть принцип полезности. Мы должны выиграть от вступления, а не проиграть.
Беседовала Вера СИТНИНА