|
|
N°129, 17 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Конец прекрасной стабильности
«Оборотни» вокруг нас
Многими обозревателями отмечено странное совпадение -- серия громких дел, уже получивших название «атаки на ЮКОС», появилась практически сразу же после дела «оборотней в погонах». Еще древние говорили: «После того не значит по причине того». Тем не менее в прессу попал ряд интересных деталей, которые по крайней мере заставляют задуматься о связи между этими событиями. А также некоторыми другими.
Отметим: рассматривать «дело оборотней» именно как «пиар Грызлова» стало общим местом. Сомнений в том, что странно как-то «пиарить» министра посредством арестов его высокопоставленных подчиненных, почти не возникало. Социологи в конце месяца ответят на вопрос, насколько успешной была акция (иными словами, вырос ли рейтинг возглавляемой Грызловым «Единой России»), но, судя по реакции прессы, следует все же ожидать отрицательного ответа. Кроме того, если о влиянии «дела оборотней» на электорат мы пока можем только гадать, то не вызывает сомнений -- авторитет Грызлова в подведомственном ему министерстве, и без того невысокий, пошатнулся в итоге очень сильно. Все милиционеры, от генерала (под которым закачалось кресло) до постового (который мечтает поменять полосатую палочку на маршальский жезл и, кроме того, движим элементарной корпоративной солидарностью), возмущены если не самим фактом арестов -- «оборотни в погонах» попадали за решетку и раньше, -- то пропагандистской шумихой вокруг них. Этот шум бьет по авторитету органов в целом и каждого сотрудника в отдельности, и рядовые милиционеры понимают это лучше газетных аналитиков, прожужжавших нам уши про «пиар Грызлова». Министр-«варяг», системе чуждый, да еще и со связями в ФСБ (противостоянию милиции и чекистов уже не одно десятилетие), и раньше не был самым популярным человеком в милицейской среде. Теперь же для своих низовых сотрудников он -- «предатель», разменявший «своих» на сомнительные политические дивиденды. Учитывая, что низовые сотрудники системы МВД в российских выборах играют роль едва ли не меньшую, чем главы окружных избиркомов, в частности сопровождая транспортировку бюллетеней и т.д., операция «оборотни в погонах» -- довольно мощный удар по административному ресурсу «медведей».
Но вот что самое интересное -- в МВД ходят упорные слухи, что Грызлов не был в курсе готовящейся против его подчиненных операции вплоть до самого ее старта. Если это правда, то напрасно министра и лидера партии власти считают слабым политиком -- он великолепно сориентировался и сумел выжать из крайне неприятной для него ситуации все, что можно.
На днях другой весьма осведомленный человек -- политолог Глеб Павловский, выступая на одной из бесчисленных экспертных сходок, сказал, что «наезд на ЮКОС» планировали люди, которые были в курсе операции «дело оборотней». Если, наверное, не сказать проще: у обеих операций просматривается единый мозговой центр. Представляется, что люди эти не имеют отношения ни к начальнику «оборотней», ни к штабу «Единой России». Скорее к другому, альтернативному «штабу». Штабу, который во многом утратил влияние на «медведей», но который не может отказаться от своих интересов в предвыборном раскладе. Поскольку иначе потеряет то необходимое влияние, вокруг которого и строится основной бизнес этого клана.
Не случайно же аккурат после описываемых событий в политической тусовке активно реанимировались старые слухи о возможном переносе парламентских выборов и их совмещении с президентскими в марте следующего года. Как-то сама собой напрашивается аналогия с 1996 годом и борьбой группировок Чубайса и Коржакова в окружении Ельцина. Вместе с тем сам перенос выборов конечно же маловероятен, но ощущение, что кто-то явно не успевает и пытается сорвать сценарии оппонентов, как-то уже не может не возникать.
Связь, таким образом, между «делом оборотней» и проблемами крупнейшей нефтяной компании страны все же имеется, но несколько не такая, каковой ее порой пытаются представить. Уже сейчас в принципе можно вычислить следующие жертвы этого масштабного пиара нестабильности: очевидно, более или менее последовательно будут страдать системообразующие компании, причем именно такие, которые являются лицом российского бизнеса для Запада, и «опорные точки» «Единой России» внутри административных структур. Не исключено, например, обнаружение пары-тройки «оборотней» среди вполне лояльных партии власти губернаторов. Первое -- больше в расчете на западных наблюдателей, второе -- для внутреннего употребления. А ближе к наступлению холодов мы станем свидетелями раскрытия еще нескольких «заговоров» и, возможно, отчасти управляемого кризиса. Кризиса, который поможет тем, кто «не успевает» сыграть по правилам, опрокинуть шахматную доску и заставить всех играть в уже совсем другую игру.
Андрей СТЕПАНОВ, политолог