Кабул хочет поставить «Точку». И управлять «Смерчем»
Газете «Время новостей» стали известны некоторые подробности переговоров, которые вел в Москве прибывший сюда на днях с визитом первый вице-президент и министр обороны Афганистана Мохаммад Фахим. По окончании встречи с маршалом Фахимом министр обороны России Сергей Иванов сообщил, что, следуя заключенным в прошлом году в Кабуле межправительственным соглашениям, Россия продолжает осуществлять с Афганистаном военно-техническое сотрудничество. По словам г-на Иванова, «в ближайшие месяцы афганская армия получит два вертолета Ми-17, прошедшие ремонт в России; запланирована также передача ста армейских грузовиков и аэродромного оборудования».
Однако,
как и предполагала наша газета (см. «Время новостей» от 11 июля), афганский министр приехал в Москву не только для того, чтобы проверить, как выполняются достигнутые ранее договоренности, по которым только в этом году осуществлены российские военные поставки в Афганистан (исключая боевое вооружение) на сумму в 50 млн долларов. По сведениям, полученным из осведомленных российских военно-дипломатических источников, на переговорах с начальником Генштаба Вооруженных сил РФ Анатолием Квашниным, в которых участвовал начальник Главного разведывательного управления Генштаба Валентин Корабельников, маршал Фахим поставил вопрос о поставках российского наступательного вооружения. Речь, в частности, шла о танках (наиболее предпочтительными афганцы считают Т-55), гаубицах Д-30, реактивных системах залпового огня РС-30 «Смерч» и даже о тактических ракетных комплексах «Точка».
Кроме того, афганский маршал в беседе с российскими генералами посетовал на отсутствие надежных разведывательных данных об оперативной обстановке в собственной стране. По словам г-на Фахима, американское военное присутствие в Афганистане ограничено в основном окрестностями Кабула и американцы такими данными не обладают. А если и обладают, то не делятся с афганцами. Поэтому г-н Фахим обратился к Москве, для которой Афганистан традиционно является «хорошо разведываемой территорией», с просьбой поделиться данными спутниковой разведки. Афганский министр обороны дал понять, что в Кабуле испытывают определенное разочарование «холодным отношением» американцев к нуждам афганских военных. К тому же, жаловался маршал, в самом афганском руководстве есть люди, связанные с «Талибаном».
А если учесть, что последнее обострение отношений Афганистана с Пакистаном вновь приводит к возможности появления у Кабула реального военного противника, то у маршала Фахима, под командованием которого находятся всего несколько батальонов регулярной армии численностью около пяти тысяч человек, есть серьезные основания снова, как и во времена войны с талибами, обратиться за помощью к России. Как на это ответят в Москве, это уже другой вопрос. Полностью удовлетворить афганский запрос здесь сегодня не готовы.