|
|
N°129, 17 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лучшее место -- третье
Названы победители конкурса молодых исполнителей «Славянский базар»
В полуфинале конкурса участники сами выбирают репертуар, и потому в программе звучали сочинения самих конкурсантов, зарубежные и отечественные шлягеры. Советский пафос уходит из творчества молодых исполнителей, на смену ему идут какие-то более человеческие интонации. Так, россиянка Марина Девятова пела довольно удачный фольклорный мотив в электронной обработке. Эдакий world beat -- вещь, в общем, не новая, но для конкурсов молодых исполнителей непривычная. С ним Марина, уверенная певица (которой еще посчастливилось быть дочерью композитора Владимира Девятова), прошла во второй тур и вышла в финал. Армянского исполнителя по имени Артур, выступавшего под псевдонимом Мистер Икс, отсеяли, хотя он -- с песней Шарля Азнавура -- понравился очень многим.
Но полуфинал, проходивший в камерном, уютном Театре имени Якуба Коласа, был ровным и ярким, и до решения жюри было совершенно непонятно, кого отсеют, -- настолько хорошо все выступали. Тем не менее кто-то должен был уйти -- и из 19 исполнителей в финал вышли 12.
Эти двенадцать участвовали в двух заключительных турах на открытой площадке Летнего амфитеатра. Репертуар в финале ограничен: в предпоследний день нужно исполнить песню на одном из славянских языков, в последний -- на языке своей страны. Выполняя это условие, молодежь часто выбирает «не свою» песню, хотя бы и эффектную.
Так, очаровательная голосистая украинская девушка Оксана (с дурацким псевдонимом Мика Ньютон) пела какие-то страшные вокализы, справиться с которыми не смогла. А прекрасная грузинка Софья Геловани просчиталась стратегически: она выбрала сложную грузинскую песню с выраженным национальным колоритом в современной аранжировке. Было бы странно, если бы она победила на «славянском» конкурсе. Все-таки «Базар» -- это не этнофестиваль Womad.
Жюри, в состав которого в этом году входили россияне Андрей Петров (председатель) и Надежда Бабкина, французский шансонье Жан Татлян, болгарская певица Йорданка Христова, а также известный композитор из Сербии и Черногории, «югославский Тухманов» Корнелие Ковач, явно «тащило» белоруса Максима Сапатькова, который смотрелся довольно бледно, но получил Гран-при. При объявлении явно заниженных баллов его конкурентов публика (чье мнение впервые столь совпало с мнением журналистов) кричала футбольное «жюри на мыло!». К счастью, крики эти не прошли незамеченными. Ради любимца публики боснийца Игоря Вукоевича (именно он пострадал от жюри) был нарушен регламент: третью премию разделили на двоих, чего в принципе делать не имели права, так как делить премию положено при разрыве не более чем в два очка, а в этом случае разрыв был значительно больше. В полуфинале Вукоевич пел очень удачную композицию собственного сочинения, в финале -- песню Ковача и старый югославский рок-шлягер «Ложь», который написал сам Горан Брегович, когда еще играл в группе «Бийело дугме» («Белая пуговица»). Но даже эта песня не убедила уважаемое жюри: достойный балл Вукоевич получил только от Христовой. «Я вообще обожаю рок-музыку, тем более раннего Бреговича», -- сказала Йорданка.
Постоянно происходили странные технические накладки. Так, у многих конкурсантов «минусовая» фонограмма звучала откровенно плохо, звукорежиссер валил средние частоты и вокал. Вукоевич прорвался даже через эти проблемы с техникой. К сожалению, не у всех на это хватило сил. Зато фонограмма фаворита жюри Максима Сапатькова звучала на диво чисто и аккуратно.
Первую премию жюри присудило Надежде Трохин из Молдовы, вторую поделило между белорусом Владимиром Овчаровым и Еленой Томашевич из Сербии и Черногории. Призы Международной федерации фестивальных организаций ФИДОФ «За выдающееся исполнение» достались армянскому Мистеру Икс и Гунару Калныньшу из Латвии. А Вукоевичу вручили еще и традиционный символический «Приз российской прессы» -- информационный ежегодник агентства «Интермедия». Зачем ему русскоязычный справочник в Югославии, я не знаю. Но парню было приятно.
Александр БЕЛЯЕВ, Витебск