|
|
N°128, 16 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Счета можно заморозить
Финансовая разведка объяснила банкам, как поступать с подозрительными операциями
Со вчерашнего дня вступил в силу приказ Комитета по финансовому мониторингу (КФМ), разъясняющий, как будет происходить на практике приостановка подозрительных операций. Несмотря на то что теоретически согласно закону приостановить любую подозрительную операцию финансовая разведка имеет право уже с января 2003 года, технические разъяснения о порядке действий при обнаружении в банке счетов террористов комитет дал только в середине лета.
За полгода существования закона «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем» в КФМ хлынул вал информации о подозрительных операциях. Банки активно «стучат» на своих клиентов, вынуждаемые к тому собственно противоотмывочным законом и инструкциями ЦБ. И относят многие операции к разряду подозрительных «на всякий случай». Ведь упустив опасную операцию, банк рискует своей лицензией. А подозрительными могут показаться любые денежные переводы, не соответствующие роду деятельности предприятия либо часто повторяющиеся.
Пока что наличие всего этого массива информации (на 90% не содержащей криминала) и есть главное достижение нового финансового органа. Иного участия в борьбе с финансированием экстремистской деятельности КФМ за полгода существования противоотмывочного закона не принимал. Причиной тому было отсутствие нормативных актов, поясняющих, каковы должны быть действия должностных лиц для приостановления подозрительных операций. Кстати, необходимые инструкции (в развитие закона «О противодействии легализации доходов...») не приняли ни правоохранительные органы, ни Центробанк.
Судя по опубликованному вчера приказу финансовой разведки, алгоритм действий при обнаружении подозрительных операций будет очень прост. Банки, ломбарды и другие организации, проводящие операции с деньгами или имуществом, должны в течение двух дней сообщить в комитет о подозрительных клиентах. На эти два дня банк может самостоятельно приостановить движение денег клиента. Причем согласно требованиям противоотмывочного закона банк не должен сообщать клиентам, на каких основаниях приостановлена операция, а должен лишь ограничиться формулировкой «в соответствии с законом». И клиенту придется согласиться с этой формулировкой и со своими потерями, если потом окажется, что «подозрительная» операция вполне легальна. Отказ в проведении операции со стороны банка не является нарушением договорных отношений между ним и клиентом.
Финансовая разведка, получив от банка сигнал, должна провести предварительную проверку информации. Если она будет признана обоснованной, КФМ обязан издать постановление о приостановлении этих операций еще на пять дней. Причем сделать это нужно не позднее следующего рабочего дня после того, как операции были приостановлены банком или другой организацией. Уведомить банк о том, что по операции идет углубленная проверка, КФМ должен одним из трех способов: почтой, нарочным с соблюдением мер, исключающим бесконтрольный доступ к информации, или фельдъегерской связью. Так как все эти способы доставки скоростью не отличаются, КФМ должен уведомить банк о том, что к нему едет курьер, срочной телеграммой.
Банки отнеслись к новым правилам спокойно. Как рассказал газете «Время новостей» сотрудник одного из московских банков, «по сравнению с США, где подозрительные операции блокируют незамедлительно и без всяких уведомлений, у нас в стране складываются очень лояльные правила».
Ирина СКЛЯРОВА