|
|
N°128, 16 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Торговцы оружием поставили подножку российскому ОПК
Мнение
Торговцы оружием поставили подножку российскому ОПК
За последние две-три недели торговцы российской военно-морской техникой, с продажами которой связываются надежды на поддержание больших объемов военно-технического экспорта, дважды пережили тяжелое нервное потрясение. На фоне скандала, разразившегося после публичного отказа Балтийского завода поставлять котлы для строящихся на «Северной верфи» по заказу Китая эсминцев, развивается другая сюжетная линия, связанная с возможным введением штрафных санкций за задержку реализации контракта на поставку в Индию трех фрегатов проекта 11356.
Головной из этих кораблей должны были передать заказчику еще в мае прошлого года. Однако из-за проблем с зачетными стрельбами ЗРК «Штиль-1» индийский флаг на «Taльваре» был поднят лишь 25 июня 2003 года. Почти одновременно на военно-морском салоне в Петербурге последовало неожиданное и ничем не спровоцированное заявление председателя Комитета по военно-техническому сотрудничеству (КВТС) Михаила Дмитриева о возможности и желательности выплаты Россией штрафных санкций в размере 40 млн долларов. Хотя до этого момента индийская сторона никоим образом этот щекотливый вопрос не поднимала. Сразу вслед за этим в одном из наиболее авторитетных международных военных изданий Jane's Defense Weekly появилась статья, развивающая тему и подробно описывающая технические проблемы в постройке фрегатов. Еженедельник приводит заявление главкома ВМС Индии о возможной закупке второго транша тех же фрегатов.
Кризис вокруг ЗРК «Штиль-1» выявил изумительную аномалию в поведении представителей прессы и официальных лиц. Мне известны имена по крайней мере трех журналистов, которые, зная о существовании проблем со «Штилем», воздержались от разглашения информации до тех пор, пока она не была обнародована топ-менеджером «Рособоронэкспорта». Но уже совершенно из ряда вон выходящим стало заявление г-на Дмитриева. Журналисты и неправительственные эксперты подвергаются давлению и угрозам, когда пишут о проблемах экспорта вооружений, а российские чиновники от ВТС с необыкновенной легкостью разбрасываются российскими деньгами. Заметим, не ими заработанными.
КВТС и ранее не раз был источником чрезвычайно остроумных идей -- о прозрачности российско-китайского ВТС, готовности развивать отношения с Пакистаном (делавший их заместитель председателя КВТС весьма удачно выбрал момент, когда обнаружились серьезные технические проблемы у одной из только что поставленных в Индию систем вооружений, и лишь экстренное вмешательство российского эксперта предотвратило катастрофу и гибель индийского военнослужащего), о необходимости финализации проекта Ан-70 (будто заказчик этого самолета -- комитет), о предполагаемом экспорте ВВТ в 2003 году в объеме 5,6 млрд долларов (которые зарабатывать опять-таки будут не чиновники КВТС).
До сих пор эти высказывания при всей своей экстравагантности были скорее признаком некоторого недостатка опыта и оторванности от практической работы. Новейшие же веяния показывают живой интерес комитета к конкурентной борьбе в ОПК. Понятно, что суровая реальность работы в КВТС, эффективность и смысл существования которого не вполне очевидны, располагает к похвальной заботе о будущем. Но было бы желательным так вмешиваться в споры хозяйствующих субъектов, чтобы российские деньги перераспределялись между последними, а не уходили из страны.
За увлекательными подробностями промышленных скандалов и технических неудач, которые смакуются в российской и международной прессе, можно при желании разглядеть и другую реальность: при наличии дефицита ресурсов и времени, во враждебной экономической среде и в условиях острой борьбы за собственность российская оборонная промышленность в прошлом году благодаря индийским заказам выдала на-гора два образца вооружений, которые и в советское время составили бы гордость ВПК. Это многофункциональный истребитель Су-30МКИ и фрегат проекта 11356.
Реализация обеих программ заняла больше времени, чем это было предусмотрено, окончательный технический облик обеих систем вооружения еще не достигнут. Однако получены продукты, которые могут конкурировать на мировом рынке с самыми современными иностранными образцами, подтверждением чему является полученный в борьбе с США малайзийский заказ на истребители, почти идентичные Су-30МКИ. Заметим также, что и в советское время, когда ВПК располагал куда большими ресурсами, задержка с разработкой новых систем вооружений была обычным делом. Например, заложенный в 1976 году, спущенный на воду в 1978-м и вступивший в боевой состав ВМФ в 1982 году эсминец «Современный» имел артсистему главного калибра, принятие которой на вооружение состоялось только в 1985 году!
На сегодня фрегаты проекта 11356 являются лучшим из реально созданных российским кораблестроением продуктов и останутся таковым по крайней мере до ввода в строй корветов проекта 20380. При том что последние, по мнению некоторых неправительственных экспертов, представляют собой переразмеренный (то есть слишком большой) для балтийских условий заурядный фрегат 80-х годов прошлого века с чрезмерными противолодочными возможностями и недостаточным противовоздушным потенциалом.
К счастью, вопрос о закупке второго транша фрегатов будет решаться Индией на основе финансово-экономических и военных факторов, а не безответственных заявлений российских официальных лиц. Нигде в мире разработка и строительство столь мощных кораблей за такие деньги были бы невозможны. Технологический же аспект следующий: хотя Индия обладает относительно развитой кораблестроительной промышленностью, налаживание производства таких кораблей займет слишком много времени. Показательна в этом отношении история эсминцев класса Delhi, кораблей чрезвычайно мощных и сбалансированных, строительство которых, несмотря на активное советское техническое содействие, заняло более 10 лет.
Аналогичные проблемы возникли и в программе строительства фрегатов проекта 16А. Головной корабль, заложенный в 1989 году, был сдан лишь в 2000 году. Наконец, собственно военные обстоятельства заключаются в том, что индийские ВМС испытывают нехватку современных эскортных кораблей; дефицит особенно обострится после начала реализации программы приобретения за рубежом или строительства собственных авианесущих кораблей. Наращивание эскортного потенциала связывается в Индии главным образом с реализацией программы строительства 15 фрегатов проекта 17, однако с высокой вероятностью можно говорить о неизбежном затягивании и этой программы. Модернизация эсминцев проекта 61ЭМ лишь отчасти скомпенсирует этот дефицит. Если, конечно, оборонщикам не поставят очередную подножку.
Руслан ПУХОВ