|
|
N°44, 14 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мобилизация на коммерческой основе
Автомобиль становится роскошью для правительства
В ближайшее время будет почти в три раза увеличен список предприятий автомобильного транспорта, в которых прекращается действие «золотой акции» государства в связи сокращением мобилизационного задания Минобороны. Речь не идет ни об особо привлекательных приватизационных объектах, ни о больших объемах. Но, по мнению некоторых экспертов, это может быть лишь началом процесса перехода на новые принципы одной из важнейших составляющих оборонной доктрины -- обеспечение жизнедеятельности государства в целом и его силовых структур в чрезвычайных ситуациях.
Минимущество отправило в Белый дом проект списка из 31 автоколонны, дополняющего распоряжение правительства об отмене «особого права на участие государства в управлении» 19 автотранспортными предприятиями. В данном случае «золотая акция», устанавливающая прерогативу государства как собственника того или иного объекта вне зависимости от размера пакета акций, вводилась как своего рода формальное обоснование и гарантия обязанности предприятия выполнять так называемое мобилизационное задание. В переводе на мирный язык это означает, что в случае неких чрезвычайных ситуаций структурам Минобороны или МЧС будет предоставлено определенное количество техники или необходимого оборудования, зарезервированное обществом, имеющим «мобзадание», для «экстренного использования в нуждах Минобороны или МЧС».
Если же необходимость государственного присутствия продиктована исключительно соображениями безопасности, а не экономической выгоды, то после снятия мобилизационного задания участие в деятельности данных предприятий становится нецелесообразным. После отмены «золотой акции» само акционерное общество конвертирует «золотую акцию» в обычные и передает в местный фонд федерального имущества для реализации.
В Минимуществе не скрывают положительных эмоций по этому поводу, поскольку содержащиеся в списке городские и даже сельские автоколонны и грузоперевозчики, находясь «на балансе» государства, приносят больше хлопот, чем денег. По словам начальника Управления транспорта и связи Минимущества России Александра Бородина, «сокращая количество акционерных обществ с участием государства, Минимущество сможет обращать большее внимание на управление стратегически значимыми и структурообразующими предприятиями».
Как сообщили газете «Время новостей» в пресс-службе Минимущества, список автотранспортных предприятий, подпадающих под «мобзадания» или освобождаемых от них, определяется Министерством транспорта по представлению Министерства обороны. Военные дают заявки на то, в каком объеме должно быть обеспечено перемещение воинского контингента в экстренной ситуации, а транспортники в свою очередь распределяют это задание по конкретным предприятиям.
По неофициальной информации, нынешнее сокращение мобилизационного задания косвенно связано с планами сокращения армии в соответствии с президентским указом «О строительстве российской армии...». Однако есть и другая версия, согласно которой Минобороны пытается отрабатывать новую, более либеральную схему распределения мобилизационных заданий (которые касаются не только транспорта, но и предприятий любых других отраслей, необходимых для жизнеобеспечения страны), не зависящую от формы собственности предприятия.
Идея, судя по всему, состоит в создании эффективных рычагов регулирования этой системы, в том, чтобы найти точку совпадения интересов. Государство может позволить себе не тратиться на содержание резервных мощностей, собственник же в свою очередь может рассчитывать на некие преференции со стороны государства, в виде льгот и гарантированных заказов, хоть и не по рыночным ценам, зато по-государственному масштабных.
Александр СТЕПАНОВ