|
|
N°44, 14 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кадыров нашел собеседника
В Кремле ждут, что Руслан Гелаев явится с повинной
Глава Чечни Ахмад Кадыров наконец определил среди боевиков человека, с которым собирается вести переговоры. Он, по его словам, намерен отправить своего представителя для переговоров с полевым командиром Русланом Гелаевым.
Это имя г-н Кадыров неоднократно называл, говоря о боевиках, с которыми он собирается вести беседу, но всегда наряду еще с «четырьмя-пятью полевыми командирами». Однако похоже, что на сегодняшний день Руслан Гелаев -- единственный командир, с кем вообще имеет смысл говорить о чем-либо. Тем более что речь, по словам г-на Кадырова, может идти лишь о «прекращении вооруженного сопротивления». «Гелаев сейчас в раздумье, продолжать ли ему борьбу», -- объяснил чеченский лидер свой выбор.
Официальной оценки заявления г-на Кадырова вчера не прозвучало, поскольку отвечающий за Чечню помощник президента Сергей Ястржембский находится в командировке. Но, похоже, в Кремле выбор главы Чечни никого не удивил. «Гелаев в отличие от других полевых командиров вполне вменяем, -- сказал корреспонденту газеты «Время новостей» авторитетный чиновник администрации президента. -- Он боец, но не зверь. Он воевал, но никого не пытал, работорговлей не занимался».
Между тем намерение г-на Кадырова -- пока лишь намерение, поскольку неизвестно, что он может пообещать полевому командиру взамен явки с повинной. Кремль по-прежнему отрицает, что чеченский лидер имеет какие-либо полномочия от федерального центра на ведение переговоров. Если Ахмад Кадыров действительно ведет переговоры на свой страх и риск, то он не сможет гарантировать г-ну Гелаеву даже элементарную безопасность. С точки зрения сотрудника президентской администрации, «Гелаев должен сложить оружие и прийти в суд, а уж суд будет решать, виновен он или нет». «Как можно заранее дать индульгенцию, ведь суд может признать его виновным в массовых убийствах, -- поделился он своим видением того, каким образом г-н Гелаев должен сложить оружие. -- Амнистия его вряд ли ждет, но добровольную сдачу суд наверняка учтет». Видимо, по мнению центра, зрелище чистосердечного раскаяния одного из самых влиятельных полевых командиров Чечни, добровольно отдавшего себя в руки правосудия, должно стать примером для остальных боевиков.
В чеченской диаспоре между тем нет единого мнения по поводу того, надо ли вести переговоры с боевиками, а если надо, то с кем именно. Многие вообще отрицают такую необходимость, считая всех боевиков «предателями народа». Некоторые же представители московской диаспоры, как, например, депутат Госдумы Асламбек Аслаханов, напротив, готовы вести переговоры «хоть с чертом, если это поможет чеченскому народу». Но многие считают, что переговоры надо вести «только с легитимным президентом Ичкерии». Вчера, например, лидеры некоторых общественных чеченских организаций потребовали «без предварительных условий» начать диалог между Асланом Масхадовым и Владимиром Путиным о «цивилизованном, политическом урегулировании конфликта».
Наталья ГОРОДЕЦКАЯ