|
|
N°128, 16 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Москва обещает дешевую крышу
Юрий Лужков хочет обеспечить горожан гаражами
Приближающиеся выборы мэра Москвы наложили отпечаток на политику столичного правительства в области решения транспортных проблем. Известные своей склонностью к репрессивным мерам в борьбе с гаражами-ракушками и нарушителями правил парковки, московские власти в одночасье повернулись к автовладельцам лицом. На вчерашнем заседании столичного правительства Юрий Лужков не только заявил, что «ракушки, оформленные надлежащим образом, не будут удаляться» с лица города, но и пообещал к 2010 году обеспечить доступными по цене гаражами до 70% зарегистрированных в Москве автомобилей. Сегодня эта цифра составляет лишь 38%. Рассмотренная на заседании городская целевая программа гаражного строительства предусматривает появление в 2003--2004 годах 140 тысяч новых машиномест и 10 перехватывающих парковок. До 2010 года предполагается вовлечь под строительство гаражей и паркингов 1300 участков московской земли.
Впрочем, обещания взять всех столичных автомобилистов под крышу раздавались с Тверской неоднократно. Но пока большая часть машин ночует под открытым небом -- во-первых, потому, что гаражей на всех не хватает, а во-вторых, цены в многоярусных гаражных комплексах, ставку на которые делали в последние годы городские власти, недоступны значительной части горожан. Как объяснял вчера заместитель руководителя Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы Константин Королевский, главными препятствиями на пути реализации программы являются низкая заинтересованность инвесторов в гаражном строительстве и нехватка земли -- особенно в центре города.
Тем не менее в столичном правительстве надеются эти проблемы решить. По словам Юрия Лужкова, от которого чиновникам среднего звена досталось за поборы с инвесторов, Москва будет привлекать застройщиков обещанием сократить долю города в инвестиционном контракте -- это должно существенно сократить отчисления в пользу столичного бюджета за право реализации проекта. Мэр также отметил, что город вынужден отказаться от такого обязательного условия инвестиционных контрактов, как строительство подземных гаражей под возводимыми жилыми домами. «Себестоимость машиноместа в таком гараже возрастает до 10 тысяч долларов, инвестор выставляет цену уже в 20 тысяч, никто это не покупает, а в итоге все это входит в цену квадратного метра жилья», -- заявил г-н Лужков. По его словам, отныне к инвесторам будут предъявляться несколько иные требования: строить гаражи в непосредственной близости от возводимого жилого дома, но уже без включения их в систему коммуникаций.
Кроме того, власти намерены поискать инвесторов не только в пуле столичных компаний-застройщиков, но и среди простых горожан. В мэрии надеются через районные управы привлечь жителей к прямому инвестированию в гаражное строительство, обещая предоставлять машиноместа фактически по себестоимости строительства. Подобная программа «Народный гараж» уже разработана в столичном правительстве -- причем новые объединения автовладельцев-инвесторов будут отличаться от гаражно-строительных кооперативов советских времен наличием у товариществ прав собственности на землю. В итоге, как пообещал вчера мэру Константин Королевский, цена одного машиноместа в народном гараже не должна превышать 2000 долларов.
Однако в реальность столь привлекательных для автомобилистов цен не верит ни один из экспертов рынка недвижимости. Как пояснил корреспонденту газеты «Время новостей» руководитель одной из столичных риэлторских компаний, за такие деньги сегодня в лучшем случае можно получить железный бокс в районе МКАД. Холодные места в многоярусных стоянках, по его мнению, едва ли опустятся в цене ниже 5--6 тыс. долларов, а за машиноместа в теплых подземных гаражах все равно будут просить от 15 тыс. в Кузьминках, до 30--40 тыс. в центре города. Руководитель другой компании добавил, что реальная себестоимость теплых гаражей в Москве не может быть менее одной тысячи долларов за квадратный метр (с учетом инвестиционной и кредитной составляющей, расходов на рекламу, отчислений городу и т.д.). Если же строительство гаражей ведется в обжитом районе, эта цифра может оказаться в три-четыре раза больше, поскольку наверняка придется перекладывать коммуникацию и проводить массу согласований.
К тому же необходимо учитывать, что гаражное строительство как отдельный бизнес в столице не очень развито. Руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» Олег Репченко заметил, что возведением машиномест сегодня в столице занимаются преимущественно компании, строящие жилье. Например, подземные гаражи застройщики рассматривают в первую очередь как обязательный атрибут престижного жилья и едва ли будут отказываться от их строительства, поскольку в этом случае упадет ликвидность квартир.
Тем не менее все вышеперечисленные инициативы Юрия Лужкова и его подчиненных наверняка вызовут резонанс в среде столичных автовладельцев. Популярности мэру, вероятно, добавит и его вчерашнее обращение к чиновникам с требованием сократить сроки реализации городской гаражной программы до минимума. Однако согласно одобренному вчера постановлению московского правительства план этой новой, более демократичной и доступной для горожан целевой программы должен поступить в мэрию не раньше второго квартала 2004 года. То есть воплощаться в жизнь эти грандиозные планы будут уже после выборов мэра столицы.
Александр ГУДКОВ, Николай ЛОГИНОВ