|
|
N°127, 15 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Государство не должно светиться
Я вообще являюсь сторонником того, чтобы государства у нас было как можно меньше. Основная ответственность, конечно, должна ложиться на человека, на его семью. Если человек и его семья с чем-то не справляются, например с уборкой улиц в своем микрорайоне, тогда организуется «местное самоуправление» или общественная организация, куда передаются эти функции. И только то, что выходит за пределы компетенции людей, которые сами между собой объединяются, регулируется государством -- по остаточному принципу. Например, социальное страхование. Единственное, что должно сделать государство, -- установить здесь некие общие правила игры. Так должно быть, но пока этого, к сожалению, нет, потому что наше государство все здесь присвоило себе.
Россия -- страна очень высокой культуры, но надо жить по средствам.
Зачем эти несколько миллионов человек пришли в бюджетную сферу, вместо того чтобы работать? Потому что в 90-е годы, когда произошел обвал экономики, когда стали высвобождать людей из реального сектора, им надо было куда-то деться. А бюджетный сектор остался таким, каким был по своему устройству, -- советским. Туда пошли люди. Там хоть маленькая зарплата, но ее платят, понимаете? А ведь эти люди должны были бы пойти в малый бизнес. И что мы имеем в результате? Неправильную, архаичную структуру занятости. Слишком много бюджетников. Все равно слишком много людей работает на крупных предприятиях, оставшихся нам с советской эпохи. Все эти ВАЗы, КамАЗы и другие крупные советские предприятия уже никогда не дадут людям нормальную зарплату, потому что у них нет экономической перспективы.
Если мы действительно хотим выплыть в этой ситуации, нам надо перестроить ситуацию по занятости. Люди должны быть высвобождены с этих крупных предприятий, из бюджетной сферы и должны заняться бизнесом -- малым, средним. Конечно, рано или поздно рынок все тут сделает, никуда мы от этого не денемся. Но государство может помочь, создавая определенные условия, например налоговые. Наконец, надо унять чиновничий беспредел. Тогда люди будут спокойно работать и получать нормальную зарплату, платить все положенные налоги, за счет которых общество сможет содержать нетрудоспособных людей.
В нынешней позиции государства по защите трудовых прав работника есть глубокий экономический смысл. Просто многие представители государства об этом не догадываются. Нынешние работодатели -- это единственная надежда России. Вытаскивать нашу страну из нынешней дыры будут они, конечно при помощи государства. Нас будет вытаскивать частный бизнес. Крупный, средний, мелкий -- какой угодно. Раскрепощенный, освобожденный. И если государство начинает выступать этаким правозащитником по отношению к частному бизнесу, который, да, часто действует варварскими методами, обижая работников, то мы окончательно экономически в трубу вылетим. Между прочим, потому что тогда у работодателя действительно не останется никаких стимулов что-либо делать «вбелую» и он начнет заниматься всякими имитационными видами деятельности, выводить деньги в офшоры, еще более прижмет работника.
Нужно выстраивать налоговую систему так, чтобы в основном платить налоги по месту жительства. Даже многие из налогов, которые платит работодатель. Причем наш работодатель платит большие налоги, а работники ничего, кроме подоходного налога, не платят. Сколько лет предлагали, чтобы работник тоже платил обязательные страховые взносы. Помните, ввели один процент в Пенсионный фонд, а потом наши горе-реформаторы, когда сконструировали единый социальный налог, взяли и этот один процент убрали.
Я считаю, что проблема прозрачности использования налоговых поступлений на местном уровне в крупных городах есть. Над ней надо думать. На самом деле мы здесь имеем дело с проблемой доверия государству. Наше население государству не доверяет. Это проблема неэффективного, громоздкого, неповоротливого, устаревшего государства. Я по своей наивности предполагал, что в тени находится 30--40 процентов доходов населения. Но был просто в шоке, когда Пенсионный фонд показал на своих данных, что это на самом деле 60--70 процентов. И если мы действительно сможем замкнуть работодателя на местное сообщество, на муниципальные власти и будем налоги оставлять там, это будет самый радикальный вариант.
Евгений ГОНТМАХЕР, начальник департамента социального развития аппарата правительства