Время новостей
     N°127, 15 июля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.07.2003
Eurocopter решил не мелочиться
Концерн покидает Россию
Вертолетостроительное совместное предприятие ЗАО «Евромиль», кажется, стало первой жертвой принятого в России еще в январе 1998 года закона «О государственном регулировании развития авиации». Вчера стало известно, что его западный соучредитель -- концерн Eurocopter -- сделал российским партнерам формальное предложение о своем выходе из капитала ЗАО. Дело в том, что размер доли Eurocopter в СП (33,3%) не соответствуют требованиям этого закона. А добровольно сократить свою долю до 25% концерн не желает. Уход Eurocopter ставит под вопрос будущее вертолета Ми-38, разработкой которого занимается «Евромиль».

Проектирование семейства вертолетов Ми-38 грузоподъемность 5--6 тонн в базовом варианте с возможностью повышения этого показателя до 7--8 тонн началось в СССР еще в 1983 году. В 1994 году для продолжения этой программы Московский вертолетный завод им. Миля и Казанский вертолетный завод (КВЗ) создали СП с Eurocopter. Каждому из трех партнеров досталось по 1/3 акций образованного ЗАО «Евромиль».

Ми-38 как раз в этом году был доведен до готовности к полету. Начало летных испытаний первого экземпляра машины на КВЗ запланировано на июль. Генеральный директор КВЗ Александр Лаврентьев сообщил Интерфаксу, что в создание машины тремя учредителями вложено 500 млн долл. Систему управления и навигации Ми-38 создали специалисты Eurocopter. При этом использована так называемая технология «стеклянной кабины» (glass cockpit), которая в российском вертолетостроении раньше не применялась.

Но пока шло проектирование Ми-38, Госдума приняла закон, одна из статей которого запрещает иностранцам владеть более чем 25% акций в российских авиастроительных предприятиях. Эта статья сформулирована таким образом, что допускает (при желании) различные интерпретации. В частности, некоторые юристы высказывали мнение, что ограничение не относится к предприятиям, созданным до принятия закона.

Однако попытки Eurocopter добиться от российских властей неких юридических гарантий неприменения спорного закона к ЗАО «Евромиль» остались безуспешными. Eurocopter уже предложил российским партнерам выкупить его акции, сообщил вчера Интерфаксу генеральный директор ЗАО Владимир Яблоков. «Мы приступили к оформлению договоров о продаже его доли соучредителям», -- сказал он. Яблоков, однако, не уточнил, в какую сумму оцениваются эти ценные бумаги и как они будут распределены.

Уход Eurocopter может создать «Евромилю» серьезные финансовые трудности на пороге нового дорогостоящего этапа программы Ми-38 -- государственных сертификационных испытаний. Их начало запланировано на 2005 год. Согласно принятой правительством в прошлом году федеральной Программе развития гражданской авиационной техники на период 2002--2010 годов и до 2015 года на создание Ми-38 обещано 570 млн руб. из бюджета. И еще 7,7 млрд руб. предполагается привлечь из «внебюджетных источников». Правда, из каких именно, программа не разъясняет.

Михаил КУКУШКИН