|
|
N°127, 15 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Война не так проста, как ее представляли американцам»
Миссия войск США в Ираке затягивается, строительство демократии на руинах режима Саддама Хусейна идет с трудом, что все более волнует американских экспертов. О своем понимании иракской ситуации газете «Время новостей» рассказала бывший специальный помощник президента США и директор по вопросам России, Украины и евразийских государств в Совете национальной безопасности США г-жа Тоби ГАТИ. Сейчас она занимает пост советника по международным вопросам консалтинговой фирмы Akin, Gump, Strauss, Hayer & Feld LLP.
-- Едва ли не каждый день из Ирака приходят известия о гибели американских солдат. Не означает ли это, что война там только начинается?
-- Это означает, что война не так проста, как ее представляли американскому народу. Да, военная победа была одержана, но это, увы, не означает конец войны. Налицо еще одно подтверждение того, что мы имеем дело с войной иного, невиданного доселе рода. И США предстоит еще очень много сделать, чтобы добиться не менее важной политической победы. Надо быть готовыми к тяжелой, но необходимой работе.
-- Не стало ли американское общественное мнение относиться более критически к войне в Ираке?
-- Пока трудно сказать однозначно. Большинство американцев по-прежнему считают, что мы были правы, когда вошли сначала в Афганистан, а потом в Ирак. Администрации США не нужно защищать свое решение прибегнуть к военной силе. Проблема в другом. Американская общественность не готова к долгому конфликту -- мы, как известно, ориентированы на быстрый результат. В Ираке пока не ясно, а что же, собственно, представляет собой победа в такой необычной войне в политическом смысле? И как чувствуют себя там наши военные?
Когда брали Багдад, всем было понятно, в чем успех. А в чем он состоит сейчас? Вряд ли это известно нашим солдатам. Их не обучали строительству гражданского общества в чужих странах. Более того, многие годы им внушали, что вмешиваться в чужое национальное строительство вредно и опасно. В обычном бою ясно -- это друг, а это враг. Сегодня же кругом угроза, и как отличить врага от друга -- непонятно. Это не черно-белая война, она скорее окрашена в серые, неразличимые тона.
-- Мнения США и России по иракскому вопросу разошлись радикально. Как вам кажется, преодолено ли это расхождение?
-- Обе стороны сумели не разжечь свои противоречия до состояния неконтролируемого пожара. Я думаю, что президент Путин -- трезвомыслящий лидер. Он понимал, что предотвратить войну России было не по силам. Он также отдает себе отчет, что у России есть экономические интересы в Ираке, но еще больше она заинтересована в собственном экономическом развитии и, следовательно, в сохранении хороших отношений с США. Сейчас непреодолимых барьеров нет. Но если возникнет еще одна конфронтация, подобная иракской, допустим, вокруг Северной Кореи или Ирана, проглотить обиду дважды подряд России будет трудно.
-- В какой мере смена власти в Багдаде может помочь общему ближневосточному урегулированию?
-- Точного ответа у меня нет. Но мы должны использовать любую возможность приблизить мир на Ближнем Востоке, который долгие годы является одним из самых взрывоопасных регионов мира. Внушает оптимизм эволюция позиции России. Ее связи с Израилем стали крепче, а политика в целом -- объективнее. Это коренным образом отличается от ситуации 80-х годов, когда США однозначно были на стороне Израиля, а Москва не менее однозначно поддерживала арабов, включая самые экстремистские организации. Ныне обе страны поддерживают один мирный план -- «Дорожная карта».
-- ООН всегда заметно влияла на ближневосточную ситуацию. США в Ираке, однако, игнорируют мнение ООН. Кто больше проигрывает от этого?
-- Нынешнее руководство США с самого начала дало понять, что не очень-то будет прислушиваться к мнению других, будь то наши союзники или ООН в целом. Но жизнь учит. Уже сейчас раздаются вопросы: почему мы в одиночестве? Почему мы не привлекаем другие страны к восстановлению Ирака? Я думаю, час ООН в этой стране скоро придет. Во-первых, это облегчит материальное бремя, лежащее на американских налогоплательщиках. Во-вторых, что еще важнее, ООН имеет бесценный опыт в тех сферах, где США не столь подкованны. Это организация гуманитарной помощи в общенациональном масштабе, возрождение к жизни целых стран, например, Восточного Тимора или Камбоджи, разрушенных агрессией и гражданскими войнами.
Беседовал Николай СНЕЖКОВ, Вашингтон