|
|
N°44, 14 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
По МКАДу с линейкой
О хищении при строительстве кольца стало известно за два года до возбуждения уголовного дела
Новые подробности расследования скандального уголовного дела о хищении денег, выделенных на строительство МКАД, стали известны редакции газеты «Время новостей». Сейчас руководители мэрии утверждают, что не знают о нарушениях при возведении кольца, а само дело называют бесперспективным. Однако, как выяснилось, Контрольно-ревизионное управление (КРУ) правительства Москвы и УФСНП еще за два года до начала расследования Следственным комитетом (СК) при МВД РФ забросали столичное правительство письмами о злоупотреблениях при строительстве дороги. Сейчас все эти документы уже подшиты к уголовному делу.
Впервые КРУ заинтересовалась кольцом в феврале 1997 года. Тогда ревизоры выяснили, что с января по октябрь 1996 года общая сумма нецелевого использования средств, выделенных на строительство трассы, составила 11,5 млрд рублей. Спустя несколько месяцев управление направило в мэрию соответствующий акт проверки, в котором конкретизировались некоторые нарушения. В частности, в послании утверждалось, что глава СУ-802 Олег Хоменко (на данный момент это главный обвиняемый по делу МКАД) привлекает для выполнения субподрядных работ фирмы, не имеющие соответствующих лицензий (это грубо нарушает распоряжение того же правительства Москвы), и на их счета без весомых обоснований уже перечислено 103 млрд рублей. После этого на столы различных руководителей мэрии легло еще как минимум несколько писем ревизионного управления о нарушениях, допущенных при строительстве кольца, самое подробное из которых датируется апрелем 1998 года и подписано начальником КРУ правительства Москвы Винокуровой и главой столичного УФСНП Добрушкиным.
В этом объемном документе подробно описываются механизмы расхищения денег, называются конкретные фирмы и имена. Как выяснили налоговики и ревизоры, СУ-802 получило 18,9% от общей суммы, выделенной мэрией на возведение МКАД. Значительная часть этих денег досталась трем субподрядчикам -- ТОО «Фобос», ТОО «СБЦ Реутово» и ООО «Трасса-Д». При этом, как утверждается в письме, «виды выполненных работ дублировали друг друга, допускались случаи расчетов через третьих лиц, оплата неподтвержденных работ». В результате эти три структуры «необоснованно израсходовали по актам проверки 179 млрд рублей, или 26% от освоенной ими суммы». Более того, как следует из документа, 67,3 млрд рублей были «перечислены соисполнителям, которые никакой производственной деятельности по реконструкции МКАД не вели». Так, некое ЗАО «216 Управление строительно-монтажных работ» (УСМР), получив 65,4 млрд рублей, израсходовало их на покупку векселей «Западно-Сибирской инвестиционной компании» через банк «Родник» (кстати, спустя несколько месяцев после этого председатель правления банка Борис Терпугов был убит). В этом же письме КРУ и УФСНП указывается, что за уклонение от уплаты налогов арестован некто Осанов -- главный организатор фирм-однодневок («216 УСМР», «СМУ-9» и др.), через которые «обналичивались бюджетные деньги, выделенные на МКАД».
В связи с этим примечательно, что первый зампремьера правительства Москвы Борис Никольский сообщил недавно, что правительство Москвы намерено обратиться в суд, чтобы опротестовать заявление Михаила Зотова (замначальника Следственного комитета) о том, что при строительстве МКАД было украдено 250 млрд рублей, в то время как, по словам г-на Никольского, вся кольцевая дорога стоила 20 млрд рублей. Забавно, что г-н Никольский не учел очевидного обстоятельства: в заявлениях СК речь идет о неденоминированных рублях, а столичные чиновники теперь оперируют деноминированными суммами.
В самой мэрии об этих письмах говорят неохотно. «Возможно, КРУ и присылало нам какие-то бумаги, -- рассказали корреспонденту газеты «Время новостей» в пресс-центре правительства Москвы, -- но мы бы тогда на них наверняка отреагировали и устранили нарушения, иначе ревизоры бы передали документы в прокуратуру, и та должна была возбудить дело». Зато в мэрии с удовольствием сообщили, что на днях нанятая ими фирма «Румб» закончила изучение МКАД. «Экспертиза показала, что на 12 участках трасса действительно заужена от 2 до 9 сантиметров, -- говорят в пресс-центре, -- однако это вполне допустимое отступление от нормы. Зато на 18 других отрезках дорога оказалась даже шире предусмотренного проектом».
Александр ШВАРЕВ